13.4 План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Шкотовского муниципального района

Версия для печати

Разработка Плана мероприятий по реализации стратегии включает в се-бя определение последовательности действий по достижению целей и реше-нию задач, установленных настоящей Стратегией.

В основу разработки плана мероприятий по реализации Стратегии должны быть положены следующие мероприятия:

- мероприятия, направленные на развитие инфраструктуры Шкотовско-го муниципального района (социальной, инженерной, транспортной) с уче-том межмуниципального взаимодействия в рамках Владивостокской агломе-рации и Южного центра экономического роста;

- мероприятия, направленные на развитие человеческого капитала и со-здание комфортных условий проживания;

- мероприятия, направленные на усиление возможностей по брендиро-ванию района, основанному на отраслевой уникальности, по продвижению имиджа района, демонстрация его уникальных возможностей – дальнейшее наращивание усилий по продвижению инициатив проведения в районе уни-кальных мероприятий регионального масштаба (использование историко-культурного наследия и природной уникальности – экстремальный туризм);

- различные мероприятия гуманитарной направленности.

В рамках плана мероприятий по реализации стратегии необходимо предусмотреть показатели (индикаторы) результативности, направленные на достижение укрупненных ключевых показателей, установленных в рамках настоящей Стратегии (таблицы 9.1, 9.2, 9.3, Приложения 9).

В соответствии с проведённым анализом системы действующих муници-пальных программ, требуется, с целью создания основополагающего карка-са муниципальных программ, способствующего реализации плана меропри-ятий по реализации стратегии и достижению поставленных целей и задач в Стратегии, провести разработку новых, актуализировать и продлить сроки реализации ряда существующих муниципальных программ и внести соответ-ствующие изменения в действующие муниципальные правовые акты Шкотов-ского муниципального района.

1. Принять правовые акты администрации Шкотовского муниципально-го района о продлении срока реализации муниципальных программ, ука-занных в Приложении 7, либо разработке новых программ по соответству-ющим направлениям развития.

Перечень муниципальных программ, рекомендованных к продлению, в том числе и в рамках национальных проектов и государственных программ Приморского края представлен в таблице 7.1, Приложения 7.

2. Учитывая то, что муниципальные программы разрабатываются в со-ответствии с Порядком их разработки и реализации на среднесрочный пери-од и не могут формироваться до 2030 года (кроме комплексных, которые разрабатываются в соответствии с Градостроительным Кодексом на долго-срочный период) – разработку муниципальных программ, обеспечивающих развитие социальной, транспортной, коммунальной инфраструктуры, в условиях среднесрочного планирования, осуществлять до окончания срока реализации Стратегии соответственно.

Важное значение для социально- экономического развития района име-ют такие направления как:

-Транспортно-логистический комплекс для перевалки угля в порту «Суходол», и в порту «Вера», с развитой припортовой и пристанционной железнодорожной инфраструктурой на участках, примыкающих к станциям Смоляниново, Петровка, Стрелковая;

- Промышленный комплекс в составе предприятий судоремонта, строи-тельной индустрии, рыбопереработки, аквакультуры;

- Туристско-рекреационный кластер со специализацией в событийной, культурно-образовательной деятельности и экологическом просвещении.

В рамках данного Стратегии планируется реализовать инвестиционные проекты, представленные в Приложении 4.

Эффективность реализация вышеперечисленных проектов зависит, прежде всего, от выстроенных отношений между всеми группами заинтере-сованных сторон (стейхолдерами).

От совместной работы исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по созданию и развитию транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры; согласованию планов инфра-структурного производственного и жилищного строительства; вопросов эф-фективного управления земельными ресурсами зависит качество реализации всех проектов, в том числе, и в аспекте, инвестиционной привлекательности.

3. Единая модель управления основана, прежде всего, на принципах межмуниципального сотрудничества в рамках единого подхода, как по те-кущему взаимодействию муниципалитетов, так и по комплексному развитию Владивостокской агломерации, Южного центра экономического роста. Мо-дель предполагает создание системы координирующих и совещательных ор-ганов, обеспечивающих согласование и координацию действий Министерства по развития Дальнего Востока, Приморского края и муниципальных обра-зований через создание единой системы управления.

Единая система управления может включать следующие элементы: ко-ординирующий орган межмуниципального и муниципально-регионального сотрудничества (агломерация), создаваемый на основе общего (базового) со-глашения; исполнительно-распорядительный орган, обеспечивающий вы-полнение решений высшего координирующего органа и совещательные ор-ганы, например, рабочие группы, консультационные группы, экспертные группы при органах государственной власти Приморского края по вопросам функционирования и развития муниципальных образований, в том числе и с применением агломерационной модели управления.

Деятельность в рамках единой системы управления осуществляется в следующих направлениях:

- стратегическое планирование развития сельских территорий;

- формирование общего видения перспектив развития Шкотовского му-ниципального района;

- определение основных направлений межмуниципального и муници-пально-регионального сотрудничества;

- достижения договоренностей о реализации совместных проектов межмуниципального и муниципально-регионального сотрудничества, согла-сования вопросов их финансирования.

Создание единой системы управления предусматривает усиление коопе-рации между муниципальными образованиями по вопросам их социально-экономического развития за счет внедрения мягких мер поддержки на раз-ных уровнях и выработки единой стратегии.

Данная модель управления позволит достигнуть цели, которые связаны с обеспечением сбалансированного развития территорий, входящих в состав ШМР, и тех муниципальных образований, которые войдут в единую систему управления юга Приморья, с сохранением конкурентных преимуществ каж-дого.

Управление в рамках единой системы должно обеспечиваться объектами транспортной, энергетической, инженерной и коммунальной инфраструкту-ры. Особенно это актуально для тех муниципальных образований, кто тес-нейшим образом имеет территориальное прилегание к границам Шкотовско-го муниципального района: ГО Большой Камень, ЗАТО Фокино. Это касает-ся не только транспортной инфраструктуры, но и экологической безопасно-сти, и ликвидации чрезвычайных ситуаций (пожары, затопления, состояние воздушного и водного бассейнов, и т. д.).

В рамках создания единой системы управления минимизируются инфра-структурные ограничения лимитирующих участков транспортной системы, обеспечивая повышение пропускной способности транспорта, включая авто-мобильный, железнодорожный, и возникнут технические условия для роста объемов перевозок вышеуказанными видами транспорта.

4. Для развития электроэнергетики необходимо реализовать следующие мероприятия: обеспечение устойчивого привлечения инвестиций в электро-энергетику для ввода новых энергетических мощностей, вывод устаревшего и модернизация действующего генерирующего оборудования, а также, раз-работка мероприятий по повышению энергоэффективности.

Для реализации единой системы управления также необходимо:

- развитие жилищного строительства, что особенно важно в отдаленных от центра территориях, с использованием современных кредитно-финансовых механизмов приобретения и строительства жилья;

- развитие государственно-частного партнерства.

I этап 2021 – 2024 годы: разработка модернизационной модели устой-чивого развития социально-экономической системы ШМР включает следую-щие элементы:

- разработку концепции развития с использованием современных мето-дов определения ключевых проектов, муниципальных приоритетов развития ШМР и предложений по перспективному развитию секторов его экономики, в том числе создание новых производственных зон различных специализа-ций;

- уточнение документов территориального планирования ШМР с уче-том новых механизмов развития;

- моделирование транспортных потоков;

- создание сетевых проектно-целевых структур управления, позволяю-щих ШМР адаптироваться к меняющимся условиям рынка и выполнять стратегические задачи развития;

- встраивание системы муниципальных программ ШМР в систему госу-дарственных программ Приморского края, Национальных проектов Россий-ской Федерации.

II этап 2025 – 2030 годы: реализация проектов, направленных на по-вышение конкурентоспособности ШМР, в том числе,логистического, рыбо-промышленного и туристического кластеров. Создание современной инже-нерной, транспортной, социальной инфраструктуры, объединение ресурсов, формирующих факторы производства, рынка труда, рынков торговой, жи-лой и производственной недвижимости и инвестиционных проектов развития ШМР. Развитие экономики района и ее социальной составляющей, рост эф-фекта от реализации комплексных проектов развития муниципальных обра-зований и ключевых инвестиционных проектов создания новой экономики, включая конкурентный человеческий капитал, емкие и динамичные рынки, инновационные высокотехнологичные основные фонды и постиндустриаль-ный тип организации производства.

Ожидаемые результаты реализации модели единого управления – каче-ственное изменение показателей социально-экономического развития ШМР и, соответственно, Приморского края.

Специализированные производства в ШМР в перспективе должны быть представлены логистикой, судостроением, марикультурой и рыбопереработ-кой, производством строительных материалов, пищевой промышленностью на основе развития сельхозкооперации.

Обслуживающие предприятия должны обеспечить повседневные по-требности производства, населения в товарах и услугах, в надежной связи, как с отечественными партнерами, так и зарубежными. Эффективному разви-тию района должны способствовать и различные формы территориального разделения труда (кооперирования, комбинирования) между предприятиями промышленных центров.

Реализация поставленных задач обеспечит работой имеющихся специа-листов и потребует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. Нали-чие рабочих мест и возможности для аренды жилья будут притягивать рабо-чую силу без дополнительных мер и затрат со стороны органов местного са-моуправления ШМР. Но органы местного самоуправления должны будут обеспечить координирование и информирование ищущих работу и работо-дателей, создать и поддерживать в актуальном состоянии электронные бир-жи труда, планировать программы профессиональной подготовки и пере-подготовки специалистов и рабочих кадров.

Привлекательность ШМР будет формироваться благодаря подготовке квалифицированных кадров и созданию рабочих мест, развитию рынка тру-да будет способствовать сфера образования, в том числе на базе учебных учреждений городов Владивостока, Артема, Большого Камня, рост объемов услуг социальной сферы, в том числе культуры и туризма.

Также, созданию благоприятного имиджа территории поспособствует наличие широких возможностей для самореализации личности в культурно-досуговой сфере. Развитию этого сегмента социальной сферы должно спо-собствовать дальнейшее наращивание усилий по продвижению инициатив проведения в районе уникальных мероприятий, азиатского и регионального масштаба: музейные мероприятия, международные спортивные мероприятия (водные виды спорта, спортивная рыбалка, экстремальный туризм в грани-цах Шкотовского плата), различные мероприятия гуманитарной направлен-ности (изучение исторического наследия Бохайского городища.).

Для создания в ШМР развитой социальной инфраструктуры, обеспечи-вающей населению равный доступ к широкому спектру социальных услуг высокого качества, необходимо решить следующие задачи:

- разработать и реализовать конкурентоспособные стандарты качества предоставления муниципальных услуг;

- предоставить возможность равного доступа населения ШМР к соци-альным услугам с учетом территориального планирования;

- сформировать широкий ассортимент дополнительных социальных услуг, доступных различным категориям населения города;

- сформировать систему социальных услуг, направленных на удовле-творение потребностей молодежи;

- сформировать систему сохранения и укрепления здоровья детей и мо-лодежи в период получения образования на всех его уровнях, формирование культуры здоровья и здорового образа жизни;

- сформировать единую систему воспитания детей: семья – учреждения дошкольного, школьного и дополнительного образования.

Для создания условий формирования комфортного личного жизненного пространства каждого жителя ШМР необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение доступности качественного жилья;

- предоставление полного набора качественных жилищно-коммунальных услуг;

- обеспечение доступности современных информационно-коммуникационных возможностей.

Обеспеченность качественным жильем и услугами жилищно-коммунального хозяйства играет важную роль в формировании условий для развития человеческого капитала любой территории, создает условия для комфортного проживания в районе, комфортного личного жизненного про-странства. И здесь основным приоритетом будет обеспечение доступных и качественных услуг ЖКХ, для чего необходимо осуществлять регулярный ценовой и технологический аудит услуг ЖКХ, расширять перечень коммер-ческих услуг сферы ЖКХ, что послужит созданию новых рабочих мест и по-высит качество предоставляемых услуг в режиме конкуренции.

Формирование комфортного жилого пространства и привлекательного жилья для жителей ШМР подразумевает в качестве одного из приоритетов активную политику по сохранению зеленых насаждений и озеленению терри-тории, ее благоустройству, в том числе и размещая не только малые формы для детей, но и «островки» здоровья для всех возрастных групп (уличные тренажеры, различные спортивные конструкции для занятия спортом).

Сложившееся в ШМР репродуктивное настроение жителей позволяет рассчитывать на расширенное воспроизводство населения.

Демографические волны определяют необходимость соответствующей подстройки системы здравоохранения, образования, социальной сферы, ориентированных на обслуживание детей в пиковые периоды максимальной и минимальной численности детей и подростков в соответствующих возрас-тах. Трудовыми мигрантами, в первую очередь, могут рассматриваться жи-тели Приморского края и Дальнего Востока в целом. Для этого предстоит целенаправленно решать вопросы, связанные со строительством жилья, в том числе арендного, развивать социальную инфраструктуру, создавать другие стимулы и привлекательность территории. Предложенные выше му-ниципальные программы и инвестиционные проекты в максимальном объеме обеспечат запросы населения в услугах социальной, жилищной, жилищно-коммунальной сфер. Комплекс приоритетов, направлений, задач, индикато-ров, механизмов стратегического развития изложен в Плане мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Шкотовского му-ниципального района до 2030 года. Первый уровень формируют стратегиче-ские приоритеты, второй – стратегические направления (Цели), согласован-ные с Национальными целями и стратегические задачи (Муниципальные проекты). Механизмы реализации стратегии – муниципальные и государ-ственные программы, приоритетные национальные проекты РФ и Примор-ского края, инвестиционные проекты и программы госкорпораций и частных инвесторов.

Стратегический приоритет №1 «Социальное благополучие населе-ния».

Ставит целью обеспечить высокое качество социального обслуживания граждан, высокий уровень комфортности проживания населения, создать условия для естественного роста численности населения и миграционного прироста, обеспечить экологическую безопасность населения Шкотовского муниципального района.

Стратегический приоритет №2 «Структурная перестройка и технологическое развитие экономики».

Ставит целью создать условия для формирования экономики нового уклада, основанного на инновационно-технологическом развитии, межмуни-ципальной производственной кооперации и интеграции экономики района в национальное и международное экономическое пространство;

Стратегический приоритет №3 «Создание современной инфраструк-туры».

Ставит целью создать условия для совершенствования транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры для поддержания экономиче-ского и социального развития. План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Шкотовского муниципального района План мероприятий по реализации стратегии социально-экономического раз-вития Шкотовского муниципального района представлен в таблице 10,1, Приложения 10.