4.2. Стратегическое направление 2. Повышение качества муниципальной среды

Версия для печати

Предварительные замечания

Муниципальная среда поселений Шкотовского муниципального района характеризуется наличием разноплановых и системных проблем. Решение этих проблем:

• входит в число приоритетов государственной политики, позволит обеспечить возможности для улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с аварийностью систем жизнеобеспечения, создать условия для устойчивого инфраструктурного развития;

• требует привлечения в значительной части внебюджетных инвестиций;

• не может быть осуществлено в пределах одного финансового года, также требует участия бюджетных средств;

• должно быть комплексным, что окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие населения и общее экономическое развитие поселений Шкотовского муниципального района;

• требует публичности применяемых механизмов.

Для качественного изменения муниципальной среды в стратегической перспективе потребуется в первоочередном порядке решить проблемы развития жилищно–коммунального хозяйства поселений Шкотовского муниципального района.

 

Стратегические цели и задачи развития жилищно–коммунального хозяйства Шкотовского района

Жилищно–коммунальное хозяйство муниципального образования выполняет обеспечительную функцию: обеспечивает комфортные условия проживания граждан в муниципальном образовании, жизнедеятельность организаций, работающих на территории муниципального образования.

Стратегия развития жилищно–коммунального хозяйства Шкотовского района до 2020 года строится на сценарии обеспечения устойчивого инфраструктурного развития поселений района. Этот сценарий обеспечивает как инерционное, так и динамичное развитие экономики района. В зависимости от темпов развития экономики определяются темпы инфраструктурного развития, при этом решение одних и тех же задач осуществляется с помощью одного и того же набора механизмов и инструментов. Преимущества такого подхода заключаются в его комплексности и скоординированности действий органов местного самоуправления поселений и района по реализации мероприятий для достижения стратегических целей в сфере жилищно–коммунального хозяйства.

Миссия органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, – обеспечение комфортного проживания граждан в границах муниципального района.

Исходя из результатов анализа состояния и перспектив развития жилищно–коммунального хозяйства Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, и с учетом миссии органов местного самоуправления стратегическими целями развития жилищно–коммунального хозяйства Шкотовского района являются:

• качественное улучшение состояния жилья и его доступности в поселениях Шкотовского муниципального района; развитие систем коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского муниципального района; формирование облика благоустроенного, ухоженного района.

Достижение цели «качественное улучшение состояния жилья и его доступности» осуществляется путем улучшения технического и санитарного состояния общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, реализации мер муниципальной поддержки собственников помещений при проведении капитальных ремонтов с применением энергосберегающих технологий. Улучшение состояния многоквартирных домов, повышение качества коммунальных услуг в жилых помещениях осуществляется путем эффективного управления многоквартирными домами. На достижение качественного улучшения состояния жилья и его доступности направлено решение следующих задач:

1) завершение межевания и оформление в собственность земельных участков многоквартирных домов;

2) оказание поддержки собственникам жилья в проведении капитальных ремонтов многоквартирных домов и мероприятий по энергосбережению;

3) организация содержания и ремонта муниципального жилищного фонда;

4) развитие малоэтажного жилищного строительства, включая индивидуальное.

Достижение цели «развитие систем коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского района» осуществляется путем ликвидации институциональных проблем в развитии коммунального комплекса, их причин и следствий, на что направлено решение следующих задач:

1) формирование условий модернизации и строительства систем коммунальной инфраструктуры;

2) развитие механизмов государственно–частного партнерства;

3) формирование межмуниципального сотрудничества в коммунальном секторе.

Достижение цели «формирование облика благоустроенного, ухоженного района» осуществляется путем реализации мер по развитию конкуренции за получение муниципального заказа и привлечению частного бизнеса к выполнению работ в сфере внешнего благоустройства территорий поселений района, на что направлено решение задачи по совершенствованию системы управления внешним благоустройством.

Общими задачами, способствующими достижению стратегических целей развития жилищно–коммунального хозяйства Шкотовского муниципального района, являются:

1) повышение квалификации и подготовка управленческих кадров;

2) повышение социальной активности граждан.

Стратегия развития жилищно–коммунального хозяйства Шкотовского района до 2020 года предполагает равномерное продвижение по всем направлениям развития. Эта стратегия учитывает приоритетные направления развития Приморского края, закрепленные в Стратегии социально–экономического развития Приморского края до 2025 года, утвержденной Законом Приморского края от 20 октября 2008 года №324–КЗ.

 

Индикаторы оценки достижения стратегических целей


п/п
ИндикаторБазовое значение, 2009 годЦелевое значение, 2020 год
Жилищный сектор
1.Доля в существующей застройке многоквартирных домов, для которых проведен государственный кадастровый учет земельных участков, %6100
2.Доля многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья, %3360
3.Средняя обеспеченность населения жилой площадью, м2 на человека2023
4.Доля собственных средств собственников помещений, формируемых в том числе за счет банковских кредитов, направляемых на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и ресурсосбережение, %590
5.Доля многоквартирных домов, в которых проведены капитальные ремонты и ресурсосберегающие мероприятия с применением новых механизмов финансирования капитальных ремонтов домов, %1360
6.Доля объема отпуска тепловой энергии, счета за которые выставлены согласно показаниям общедомовых приборов учета, %1,690
7.Доля объема отпуска холодной воды, счета за которую выставлены согласно показаниям общедомовых приборов учета, %33,999
8.Доля площади ветхого и аварийного жилищного фонда, %3,41,2
9.Количество случаев временного приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям по причине неудовлетворительного состояния внутридомовых инженерных систем43050
Коммунальный комплекс
10.Доля частных организаций коммунального комплекса, осуществляющих управление системами коммунальной инфраструктуры, на долгосрочной основе, %0100
11.Количество программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского муниципального района06
12.Доля частных инвестиций в общем объеме инвестиций, привлеченных в строительство и модернизацию муниципальных систем коммунальной инфраструктуры поселений, %050
13.Доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, %6747
14.Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, %6439
15.Доля канализационных сетей, нуждающихся в замене, %6742
16.Удельный вес сточных вод, поданных на очистку, к общему объему сточных вод, %6590
17.Продолжительность отключений электроснабжения потребителей по причине неудовлетворительного технического состояния сетей и объектов электроснабжения, часов38225
18.Количество объектов, которые используются для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и отвечают требованиям действующего законодательства01
Внешнее благоустройство
19.Доля заключенных средне– и долгосрочных муниципальных контрактов на выполнение работ и оказание услуг, ориентированных на результат014

 

 

МЕХАНИЗМЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Жилищный сектор

ЗАДАЧА 1. ЗАВЕРШЕНИЕ МЕЖЕВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ В СОБСТВЕННОСТЬ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ

В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирных домах несут бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме. В состав общего имущества также входит земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом. Для того чтобы собственники помещений могли нести бремя содержания земельного участка, необходимо знать его границы и размер. Для этого необходимо сформировать земельный участок, осуществить его кадастровый учет.

Данная задача предусматривает завершение действий по подготовке проектов межевания застроенных многоквартирными домами территорий для оформления земельных участков в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирных домах. В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 года №189–ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Решение данной задачи позволит завершить формирование единых комплексов недвижимости, повысит ответственность собственников жилья, а также качество управления многоквартирными домами. В результате решения данной задачи будут созданы условия для активизации оборота жилой недвижимости, введения единого муниципального налога на недвижимость, возрастания самосознания и ответственности собственников за благоустройство внутриквартальных пространств, что повысит эстетические качества среды обитания граждан в поселениях Шкотовского района.

ЗАДАЧА 2. ОКАЗАНИЕ ПОДДЕРЖКИ СОБСТВЕННИКАМ ЖИЛЬЯ В ПРОВЕДЕНИИ КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТОВ МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ И МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ

Поселения Шкотовского муниципального района являются участниками программ капитального ремонта многоквартирных домов, финансируемых с участием средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства. Указанный фонд действует до 1 января 2012 года и подлежит последующей ликвидации. Поэтому необходима разработка иных механизмов поддержки собственников жилья при проведении капитальных ремонтов и ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления могут предоставлять управляющим организациям, товариществам собственников жилья бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Для этого будут приняты местные нормативные правовые акты на основании норм Бюджетного кодекса Российской Федерации. Бюджетных средств недостаточно для проведения капитальных ремонтов во всех домах, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации капитальный ремонт должен осуществляться за счет средств собственников помещений в домах, поэтому предоставление бюджетных средств будет содействовать формированию средств на капитальный ремонт домов.

Содействие формированию механизмов привлечения заемных средств для проведения капитальных ремонтов, модернизации и ресурсосберегающих мероприятий в многоквартирных домах будет осуществляться путем:

• предоставления товариществам собственников жилья (управляющим организациям) бюджетных субсидий на проведение капитальных ремонтов (энергосберегающих модернизаций) многоквартирных домов на условиях софинансирования собственниками жилья, в том числе для формирования начальных средств собственников на финансирование проекта по модернизации многоквартирного дома в случае получения кредита на оставшуюся часть;

• субсидирования процентной ставки банкам по кредитам, предоставляемым товариществам собственников жилья (управляющим организациям) на капитальный ремонт многоквартирных домов;

• предоставления бюджетных гарантий банкам по кредитам, предоставляемым товариществам собственников жилья (управляющим организациям) на капитальный ремонт многоквартирных домов;

• предоставления специальных субсидий, наряду с программой субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, на компенсацию расходов малообеспеченных собственников на проведение энергоэффективной модернизации строительных конструкций и инженерного оборудования многоквартирных домов.

Одной из самых сложных проблем, с которыми столкнутся собственники многоквартирных домов при попытке взять банковский кредит, будет отсутствие обеспечения кредита. В этой связи органы местного самоуправления могут предоставлять бюджетные гарантии в первую очередь по тем кредитам, которые получают товарищества собственников жилья (управляющие организации) одновременно с бюджетными субсидиями на частичную оплату бюджетом расходов по капитальному ремонту. Механизмы бюджетного субсидирования процентных ставок, привлекаемых для капитального ремонта многоквартирных домов, повысят доступность заемных средств.

Важно, чтобы процедура предоставления управляющим организациям, товариществам собственников жилья бюджетных средств на капитальный ремонт многоквартирных домов обеспечивала равные условия для управляющих организаций независимо от организационно–правовых форм и товариществ собственников жилья, для чего необходимо разработать критерии и порядок отбора проектов для предоставления бюджетных субсидий на проведение капитальных ремонтов многоквартирных домов.

В результате использования данных механизмов улучшится качество многоквартирных домов, активизируются общественные инициативы, повысится самосознание граждан как собственников жилья, улучшится отношение граждан к органам местного самоуправления. В домах, где собственниками помещений принято решение о проведении капитального ремонта, обязательно проводится энергетическое обследование (энергоаудит), определяется перечень мероприятий, выполнение которых в рамках капитального ремонта позволит снизить неэффективное энергопотребление.

В соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261–ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Органы местного самоуправления поселений Шкотовского муниципального района:

• осуществят информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

• выступят инициаторами проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, в которых имеются муниципальные помещения, для решения вопроса оснащения таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии.

В бюджеты Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, на 2011 год будут включены средства на информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению, а также средства в доле муниципального жилищного фонда в многоквартирных домах на оснащение этих домов общедомовых приборами учета указанных ресурсов.

ЗАДАЧА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ И РЕМОНТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

Решение этой задачи направлено на организацию и осуществление контроля за состоянием муниципальных жилых помещений, предоставленных гражданам по договорам найма. Для обеспечения нормального содержания муниципальных жилых помещений и формирования политики в сфере капитального ремонта таких помещений будет организован мониторинг их технического состояния. Для этого органы местного самоуправления поселений Шкотовского района совместно с районной администрацией подготовят и утвердят методику мониторинга состояния муниципальных жилых помещений и форму отчета о результатах мониторинга. Методика мониторинга будет определять индикаторы, по которым будет оцениваться состояние муниципальных жилых помещений, лицо, ответственное за проведение мониторинга, периодичность проведения мониторинга, порядок предоставления отчетов о пользовании муниципальными жилыми помещениями. Мониторинг жилых помещений и производимая на его основе оценка состояния этих помещений позволят выявить, используются ли жилые помещения по назначению, обеспечивается ли их сохранность, исполняют ли наниматели жилья обязанности, установленные Жилищным кодексом Российской Федерации и заключенными с ними договорами найма. Результаты мониторинга будут использоваться для принятия решения о проведении капитального ремонта, замены санитарно–технического и иного инженерного оборудования в жилых помещениях, а также для применения санкций к нанимателям, осуществляющим ненадлежащее содержание жилых помещений. Это позволит сформировать систему контроля за состоянием муниципального жилищного фонда.

По результатам мониторинга будет осуществляться подготовка и реализация программ капитального ремонта и энергосбережения в муниципальном жилищном фонде. В бюджеты Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, на 2011 год будут включены средства на реализацию программ и оснащение муниципального жилищного фонда индивидуальными приборами учета используемых воды и электрической энергии (в случае их отсутствия). Органы местного самоуправления поселений (Шкотовского муниципального района в случае заключения соглашений о передаче решения этого вопроса на уровень района) в 2011 году заключат муниципальные контракты для оснащения муниципального жилищного фонда указанными приборами учета до 1 января 2012 года.

Исполнение этих программ позволит поддерживать помещения муниципального жилищного фонда в надлежащем техническом состоянии, повысить качество муниципального жилищного фонда, сделать комфортным проживание граждан в помещениях муниципального жилищного фонда, повысит ответственность нанимателей за состояние жилых помещений.

ЗАДАЧА 4. РАЗВИТИЕ МАЛОЭТАЖНОГО ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА, ВКЛЮЧАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ

Решение данной задачи необходимо для обеспечения разнообразия форм жилой застройки в соответствии с предпочтениями и платежеспособным спросом различных групп населения. Особенно важно обеспечить доступность малоэтажного, включая индивидуальное, жилья для семей с детьми, в том числе многодетных. В рамках решения данной задачи предполагается сделать акцент на строительстве домов блокированного типа, а также индивидуальном жилищном строительстве коттеджного типа.

Предполагается, что из состава земель, находящихся в собственности поселений, и земель, право собственности на которые не разграничено, гражданам будут предоставляться в достаточном количестве земельные участки для малоэтажного жилищного строительства, подключенные к сетям инженерно–технического обеспечения. Гражданам на безвозмездной основе из муниципальной информационной базы данных будет предоставляться типовая проектная документация для строительства объектов малоэтажного жилищного строительства, в районах малоэтажного жилищного строительства параллельно будет развиваться транспортная и социальная инфраструктура. Гражданам, имеющим низкие доходы, будут предоставляться бюджетные субсидии в рамках муниципальных целевых программ на частичное финансирование строительства домов блокированного типа и индивидуальных жилых домов. За счет местных бюджетов поселений и района будут частично или полностью возмещаться затраты таких граждан на уплату процентов по кредитам (займам) на жилищное строительство.

В результате решения данной задачи сократится очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, будут существенно увеличены объемы жилищного строительства, повысится занятость в строительном секторе.

 

Коммунальный комплекс и объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

ЗАДАЧА 5. ФОРМИРОВАНИЕ УСЛОВИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ И СТРОИТЕЛЬСТВА СИСТЕМ КОММУНАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Решение данной задачи направлено на институциональное обеспечение процесса развития коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского муниципального района. Для реализации данной задачи будут разработаны и приняты следующие муниципальные правовые акты и иные документы в соответствии с законодательством о тарифном регулировании, основным документом которого является Федеральный закон от 30 декабря 2004 года №210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»:

• долгосрочные программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений района;

• порядок и условия разработки технических заданий по подготовке инвестиционных программ организации коммунального комплекса;

• порядок и условия разработки инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

• инвестиционные программы организаций коммунального комплекса в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в сфере захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов на основании условий технических заданий, разработанных в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений;

• форма договора, заключаемого органами местного самоуправления поселений с организациями коммунального комплекса в целях развития системы коммунальной инфраструктуры и определяющего условия реализации инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;

• форма договора о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, заключаемого организациями коммунального комплекса с лицами, осуществляющими строительство и (или) реконструкцию объектов капитального строительства на территории района;

Для реализации данной задачи будут разработаны и установлены в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года №261–ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» требования к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций коммунального комплекса, цены (тарифы) на товары, услуги которых подлежат установлению органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района (организации, осуществляющие эксплуатацию объектов, используемых для утилизации/захоронения твердых бытовых отходов) и поселений, входящих в его состав (организации, осуществляющие эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения, очистку сточных вод).

В результате будет решена задача институционального обеспечения процесса развития систем коммунальной инфраструктуры. Будут подготовлены и утверждены программы модернизации, строительства систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, а также энергосбережения и инструменты их реализации, обеспечивающие соответствие возможностей систем коммунальной инфраструктуры потребностям поселений района, а также подачу и оказание потребителям качественных коммунальных ресурсов и услуг. Решение данной задачи позволит создать прозрачные условия финансирования развития систем коммунальной инфраструктуры для жилищного и иного строительства на территории поселений Шкотовского муниципального района.

В качестве первоочередных инвестиционных проектов в сфере жилищно–коммунального хозяйства органы местного самоуправления Шкотовского муниципального района рассматривают для себя:

1) модернизацию водозаборов и замену изношенных сетей водоснабжения и канализации, находящихся в аварийном состоянии, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию канализационных очистных сооружений и усовершенствование существующих методов очистки сточных вод;

2) завершение строительства Подъяпольского группового водовода;

3) строительство полигона твердых бытовых отходов;

4) участие в реализации краевой целевой программы «Газификация Приморского края».

Модернизация и строительство систем коммунальной инфраструктуры будет осуществляться в основном в формате государственно–частного партнерства с использованием в отдельных случаях механизмов межмуниципального сотрудничества, а также путем участия в целевых федеральных и (или) региональных инвестиционных программах.

Это в первую очередь позволит обеспечить население питьевой водой. В условиях обострения проблемы доступности и качества холодной воды это может стать одним из существенных факторов повышения привлекательности Шкотовского района. Решение проблемы утилизации твердых бытовых отходов будет способствовать сокращению загрязнения территорий поселений района несанкционированными свалками и полигонами захоронения бытовых отходов.

ЗАДАЧА 6. РАЗВИТИЕ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО–ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА

Решение данной задачи имеет своей целью комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры поселений района. Механизмом решения данной задачи является привлечение органами местного самоуправления частного бизнеса путем заключения долгосрочных договоров на конкурсной основе. Ориентировочный срок проведения первого конкурса в одном из поселений района – первая половина 2012 года. В качестве объекта долгосрочной аренды или концессионного соглашения будут выступать объекты водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, очистки сточных вод, теплоснабжения, переработки или утилизации (захоронения) бытовых отходов, находящиеся в муниципальной собственности

Для выбора объекта долгосрочной аренды или концессионного соглашения администрации Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, подготовят критерии для обоснования выбора таких объектов. При строительстве и (или) реконструкции объектов недвижимого имущества, используемых для производства и передачи тепловой энергии, воды, водоотведения и очистки сточных вод, в обязательном порядке применяется концессионное соглашение. Для реализации данной задачи будут выполнены следующие работы:

1) проведена оценка и инвентаризация существующих муниципальных систем коммунальной инфраструктуры поселений района (в том числе организована постановка в установленном порядке бесхозяйных объектов электроснабжения на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества для признания права муниципальной собственности на них);

2) проведена государственная регистрация права муниципальной собственности на существующие системы коммунальной инфраструктуры поселений;

3) проведен конкурс на право заключения долгосрочного договора аренды или концессионного соглашения в отношении одной из муниципальных систем коммунальной инфраструктуры в одном или нескольких поселениях района.

Для проведения конкурса будут:

• подготовлены и приняты необходимые муниципальные правовые акты;

• подготовлена конкурсная документация;

• подготовлены формы указанных договоров (в отношении формы концессионного соглашения – в соответствии с типовым концессионным соглашением).

Формирование долгосрочных договорных отношений в сфере управления объектами муниципальной коммунальной инфраструктуры позволит органам местного самоуправления поселений сформировать четкие и измеримые цели, которые они хотят поставить перед операторами систем коммунальной инфраструктуры. В результате органы местного самоуправления получат возможность контролировать деятельность операторов без административного вмешательства в производственный процесс, в то же время обеспечивая контроль за достижением поставленных целей. Это позволит существенно повысить качество и надежность предоставления коммунальных товаров и услуг. Учет рисков сторон при формировании договорных отношений обеспечит сохранность муниципальной собственности на объекты коммунальной инфраструктуры и обеспечит ее развитие. В концессионном соглашении появляется возможность оговорить условия передачи вновь построенных объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность. Это позволит органам местного самоуправления не потерять собственность на системы коммунальной инфраструктуры и обеспечит прирост основных фондов, находящихся в собственности поселений и района для надежного обеспечения его жителей и иных потребителей в Шкотовском муниципальном районе коммунальными товарами и услугами надлежащего качества.

ЗАДАЧА 7. ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖМУНИЦИПАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОММУНАЛЬНОМ СЕКТОРЕ

Проблемы водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов существуют не только в Шкотовском районе и других муниципальных образованиях Приморского края. С целью объединения усилий и ресурсов нескольких муниципальных образований для решения инфраструктурных проблем будут проработаны вопросы по формированию межмуниципального сотрудничества с другими муниципальными образованиями Приморского края.

Межмуниципальное сотрудничество может быть одним из механизмов привлечения инвестиций в коммунальную инфраструктуру муниципальных образований, в том числе путем участия в федеральных адресных инвестиционных программах, в федеральных (региональных) целевых программах. Бизнес предпочитает инвестировать в территории, располагающие конкурентными преимуществами – эффектом масштаба, выгодным месторасположением, лучшей институциональной средой. Шкотовский район имеет достаточно выгодное месторасположение. Наряду с проведением институциональных преобразований в коммунальном секторе задача заключается в достижении эффекта масштаба посредством межмуниципального сотрудничества.

Предложения по межмуниципальному сотрудничеству в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в сфере захоронения (утилизации) твердых бытовых отходов будут проработаны Администрацией Шкотовского муниципального района, обсуждены с заинтересованными муниципальными образованиями и органами государственной власти Приморского края. Предложения по межмуниципальному сотрудничеству будут включать юридическую проработку вопроса, возможные формы сотрудничества, их преимущества и недостатки, алгоритм действий и план мероприятий для реализации межмуниципальных проектов в сферах водоснабжения, водоотведения и утилизации твердых бытовых отходов.

 

Внешнее благоустройство

ЗАДАЧА 8. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНИМ БЛАГОУСТРОЙСТВОМ

Решение данной задачи направлено на улучшение внешнего облика поселений Шкотовского района, повышение уровня их благоустройства и ухоженности. Развитие сферы внешнего благоустройства будет базироваться на следующих принципах:

• внешнее благоустройство является потенциально конкурентной средой, необходимо развитие конкурентных отношений и привлечение частного бизнеса;

• контроль над соблюдением условий муниципальных контрактов в сфере внешнего благоустройства должен быть основан на контроле за объемами и качеством работ, а не контроле за исполнением смет, составленных с использованием нормативов затрат.

Для повышения эффективности системы управления внешним благоустройством поселений района будут использованы следующие механизмы:

1) инвентаризация и паспортизация объектов внешнего благоустройства;

2) совершенствование договорных отношений при заказе работ и услуг в сфере внешнего благоустройства;

3) использование инструментов межмуниципального сотрудничества;

4) подготовка и реализация целевых муниципальных программ в сфере внешнего благоустройства.

Для проведения инвентаризации и паспортизации объектов внешнего благоустройства поселений района в бюджете Шкотовского муниципального района будут запланированы бюджетные средства, и эти работы будут профинансированы при условии софинансирования со стороны поселений района. Для планирования бюджетных средств будет произведена их оценка.

Совершенствование договорных отношений при заказе работ и услуг в сфере внешнего благоустройства будет осуществляться путем перехода от бюджетирования по затратному принципу к бюджетированию по результатам. Для этого будут модернизированы применяемые в поселениях района договоры подряда и оказания услуг в сфере благоустройства путем включения в них целевых показателей, которые должны быть достигнуты исполнителями работ и услуг. Администрацией Шкотовского района будет разработана примерная форма муниципального контракта на выполнение работ по санитарному содержанию и ремонту муниципальных улиц и дорог. Администрациями поселений Шкотовского муниципального района будут подготовлены муниципальные контракты, ориентированные на результат, для обеспечения содержания и ремонта иных объектов внешнего благоустройства поселений. В результате подрядчики по выполнению работ или оказанию услуг будут отвечать за достижение конкретного результата, оцениваемого системой показателей. В рамках совершенствования договорных
отношений будут осуществлены переход от годовых контрактов с подрядчиками к среднесрочным (параллельно с внедрением среднесрочного бюджетного планирования) и внедрение механизма ежегодной корректировки договоров в зависимости от изменения финансовых условий.

Предложения по развитию межмуниципального сотрудничества в сфере внешнего благоустройства будут подготовлены Администрацией Шкотовского муниципального района и согласованы с органами местного самоуправления поселений. Это даст возможность объединить финансовые ресурсы для заказа работ по внешнему благоустройству в нескольких муниципальных образованиях, что позволит оптимизировать стоимость и сроки выполнения работ, будет способствовать снижению организационных издержек при заказе и приемке работ.

Подготовка и реализация целевых муниципальных программ в сфере внешнего благоустройства будет в основном направлена на ремонт дорог, развитие системы наружного освещения поселенческих улиц и дорог.

Реализация предложенных механизмов позволит привести в соответствие возможности наружного освещения поселений с потребностями жителей посредством строительства новых объектов и сетей уличного освещения, повысится уровень безопасности движения на улично–дорожной сети поселений, уровень личной безопасности жителей в темное время суток. Решение данной задачи позволит в целом улучшить облик поселений и повысит их привлекательность.

 

Общие задачи

ЗАДАЧА 9. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ

Решение данной задачи направлено на повышение квалификации и подготовку управленческих кадров администраций поселений Шкотовского муниципального района в сфере жилищно–коммунального хозяйства. Решение данной задачи осуществляется с учетом реализации долгосрочной целевой программы «Формирование и подготовка резерва управленческих кадров Приморского края на 2009–2011 годы», утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 6 марта 2009 года №59–па.

Решение задачи осуществляется путем участия в семинарах и конференциях, организационно–деятельностных и деловых играх, проводимых в рамках реализации Стратегии социально–экономического развития Приморского края до 2025 года. Органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района также будут организованы и проведены не менее одного раз в год семинары и/или обучающие программы по актуальным вопросам управления многоквартирными домами, системами коммунальной инфраструктуры – с приглашением ведущих специалистов по указанным вопросам.

Также будет оказываться поддержка объединениям собственников жилья путем:

• субсидирования образовательных программ для актива объединений собственников жилья;

• распространения лучших практик деятельности ТСЖ;

• оказания юридической помощи.

Для решения данной задачи Администрация Шкотовского муниципального района утвердит график проведения семинаров и обучающих программ, определит источники их финансирования. Администрация Шкотовского муниципального района совместно с органами местного самоуправления поселений разработает план мероприятий по поддержке объединений собственников жилья.

Реализация мероприятия позволит повысить профессиональный уровень специалистов местных администраций, управленческого актива ТСЖ, что позитивно скажется на управлении жилищно–коммунальным хозяйством, повысит качество предоставления жилищно–коммунальных услуг.

ЗАДАЧА 10. ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ГРАЖДАН

Решение данной задачи направлено на привлечение граждан к совместной выработке путей решения местных проблем, в том числе в сфере жилищно–коммунального хозяйства. Администрация Шкотовского муниципального района организует информационно–разъяснительную работу среди населения о ходе реализации настоящей стратегии:

• через печатные и электронные средства массовой информации;

• путем проведения собраний общественных активов поселений и сходов граждан в поселениях района с участием органов местного самоуправления поселений.

Освещение хода реализации настоящей стратегии через печатные и электронные средства массовой информации будет осуществляться как минимум ежеквартально. Собрания общественных активов поселений или сходы граждан в поселениях будут проходить минимум один раз в год. Результаты собраний или сходов, принятые на них решения, а также результаты выполнения принятых ранее решений на таких собраниях и сходах будут публиковаться в местных средствах массовой информации. Информация о ходе реализации Стратегии будет доводиться до жителей органами местного самоуправления поселений района, в том числе путем участия полномочных представителей администраций поселений в общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах, где имеются муниципальные помещения.

В результате реализации этих механизмов повысится самосознание граждан как реальных субъектов местного самоуправления, возрастет доверие к местным властям, выражающим таким образом свою заинтересованность в получении мнения населения по поводу наиболее важных вопросов местного значения.

 

Этапы реализации данного направления Стратегии

Стратегия повышения качества муниципальной среды Шкотовского района реализуется в течение 2010–2020 годов. Алгоритм реализация стратегии:

2010–2011 годы – подготовка и принятие органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района и поселений, входящих в его состав, необходимых для реализации Стратегии нормативных правовых актов, программ и иных документов;

2011–2020 годы – исполнение и мониторинг исполнения принятых для реализации стратегии нормативных правовых актов, программ и иных документов;

2012–2020 годы – оценка результатов мониторинга применения нормативных правовых актов, программ и иных документов, внесение в них изменений и дополнений, необходимых для повышения эффективности их применения.