1.8.2. Образование

Версия для печати

Инфраструктура, МТБ системы образования

Сеть образовательных учреждений в Шкотовском районе включает: 9 общеобразовательных школ – с. Анисимовка, пос. Новонежино, пос. Подъяпольский, с. Романовка, пгт Смоляниново (2), с. Центральное, пгт Шкотово, пос. Штыково; 1 основную общеобразовательную школу – пос. Штыково; 2 начальные школы – с. Стеклянуха, пос. Мысовой; 8 дошкольных образовательных учреждений – п. Новонежино (3), п. Подъяпольский, пгт Смоляниново, пгт Шкотово, п. Штыково, с. Многоудобное.

Практически все помещения, в которых располагаются учебные заведения района, в последнее время требовали капитального ремонта. В семи из 12 школ и в трех из восьми дошкольных образовательных учреждений капитальный ремонт был проведен или запланирован. В 2009 году на капитальный ремонт образовательных учреждений израсходовано 7 млн руб, на текущий ремонт – 640 тыс. руб.

В самом плачевном состоянии находится школа с. Многоудобное, построенная 50 лет назад, износ которой составляет 100%. В 2008 году здесь начато строительство новой школы, которое должно завершиться к началу 2010/11 учебного года. Строительство школы ведется на условиях софинансирования из местного и краевого бюджетов.

Материально–техническая база образовательных учреждений района нуждается в постоянном обновлении, чтобы соответствовать требованиям времени и способствовать повышению качества оказываемых образовательных услуг. Реализация национального приоритетного проекта «Образование» позволила образовательным учреждениям Шкотовского района значительно обновить материально–техническую и учебную базу за счет приобретения учебных кабинетов и учебного оборудования в рамках раздела «Учебное оборудование». За 2007–2009 годы было получено 13 оборудованных учебных кабинетов и 8 наименований учебно–наглядного оборудования на общую сумму 4 млн руб. Кроме того, в 2009 году на укрепление материально–технической базы образовательных учреждений и подготовку проектно–сметной документации было израсходовано 4365 тыс. руб. из средств местного бюджета и привлеченных средств.

В рамках всеобщей интернетизации сельских школ в районе обеспечено стопроцентное подключение образовательных учреждений к сети Интернет. Одиннадцать из 12 школ района имеют адрес электронной почты, а две школы – даже собственные сайты. Подключение к Интернету в пяти учреждениях осуществляется по выделенным телефонным линиям, в семи – через модем.

Район имеет показатели обеспеченности школ компьютерами выше, чем в среднем по России. Из 99 имеющихся в районе персональных компьютеров используются в учебных целях 86, то есть показатель обеспеченности равен 3,8 на 100 учеников при 2,8 в среднем по стране. Тем более активно следует использовать возможности компьютеризации школ через создание системы дистанционного обучения и распространения лучших педагогических практик в районе посредством использования сети Интернет.

Таким образом, при поддержке администрации района и активной позиции МУНО в районе создана и функционирует инфраструктура, которая достаточна для поддержания системы образовательных учреждений на современном уровне. Однако существующая инфраструктура и материально–техническая база не смогут обеспечить достаточно быстрого развития этой системы, как того требует национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

 

Оценка принятых и реализуемых в районе ведомственных целевых программ (в динамике трех лет)

На поддержание системы образования в Шкотовском муниципальном районе направлено действие нескольких целевых программ.

Муниципальная программа «Развитие образовательных учреждений на 2007–2010». Для ее реализации в бюджете района в 2007–2010 годах запланированы 28 637,0 тыс. руб.

В 2007–2009 годах за счет программы были в том числе профинансированы следующие мероприятия:

– капитальный ремонт зданий и коммуникаций образовательных учреждений (в 10 образовательных учреждениях района);

– оснащение образовательных учреждений технологическим оборудованием;

– оснащение компьютерных кабинетов;

– приобретение материалов для текущего ремонта при подготовке образовательных учреждений к учебному году;

– оснащение образовательных учреждений телефонной связью через приобретение сотовых телефонов и др.

Муниципальная программа «Социальное развитие села». Программа разработана на основе краевой целевой программы «Социальное развитие села до 2010 г.». В районе программа нацелена на реконструкцию и строительство школы на 150 ученических мест в с. Многоудобное. Причем строительство осуществляется на условиях софинансирования из краевого и муниципального бюджетов:

Таблица 10

 20082009
Краевой бюджет30 млн руб.45 млн руб.
Местный бюджет1,2 млн руб.0,85 млн руб.

 

Школа должна быть открыта 1 сентября 2010 года.

Муниципальная программа «Пожарная безопасность муниципальных учреждений» на 2007–2008 годы. Программа разработана в соответствии с краевой целевой программой и охватывает сферы здравоохранения, образования и культуры. Кроме средств муниципального бюджета – более 600 тыс. руб, на реализацию программы были запланированы целевые средства из краевого бюджета в объеме 4,3 млн руб. Освоенные по программе средства позволили подготовить все без исключения учебные заведения района к новому 2009/10 учебному году с точки зрения максимального обеспечения пожарной безопасности.

Принятые в районе муниципальные программы в определенной мере позволяют справиться с трудностями финансирования образовательных учреждений, особенно при условии привлечения средств краевого бюджета и спонсоров.

 

Дошкольное образование

Охват услугами, доступность услуг

По данным на конец 2009 года, в районе функционирует 8 муниципальных дошкольных учреждений, в которых воспитываются 615 детей. При этом еще 380 детей стоят в очереди в муниципальные детские сады.

Расчетные нормативы доступности и охвата услугами в районе рассчитываются по двум уровням – городскому и сельскому.

Так, средний охват детей муниципального района услугами учреждений дошкольного образования составляет 46%, при показателях Приморского края 62,6% – для городов и поселков городского типа и 43,6% – для сельской местности. Учитывая тот факт, что 6 из 8 МДОУ Шкотовского муниципального района расположены именно в сельской местности, можно сказать, что в сельском «разрезе» район имеет показатели, несколько превышающие краевые.

В то же время для городских жителей этот показатель низкий, и здесь ощущается особая потребность в услугах дошкольных образовательных учреждений в силу трудовой занятости родителей. Кроме того, несмотря на общероссийские тенденции к снижению численности населения, прогнозная численность детей в возрасте до 4 лет – около 900 человек. Следовательно, имеющиеся сегодня в районе возможности дошкольных образовательных учреждений все равно не закроют потребности.

В районе два детских сада имеют статус центра развития ребенка (МДОУ №40 и МДОУ №47 пос. Штыково), то есть выполняют образовательную программу, превышающую государственный стандарт по всем направлениям своей деятельности, и входят в число 131 ДОУ подобного типа Приморского края. Остальные шесть детских садов являются дошкольными образовательными учреждениями общеразвивающего назначения.

Для обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием по запросам населения в 2007 году на базе МДОУ №47 пос. Штыково открыта адаптационная группа кратковременного пребывания детей, в которой 10 детей раннего возраста имели возможность пройти адаптационный период привыкания к условиям детского сада.

В целях обеспечения доступности услуг по дошкольному воспитанию для родителей разных доходных групп плата за содержание детей в ДОУ устанавливается дифференцированно. При определении ее размера предусмотрена система льгот, предоставляемых родителям за счет средств местного бюджета:

–50% для семей, имеющих трех и более несовершеннолетних детей;

–50% для детей, у которых один из родителей является инвалидом первой или второй групп и/или имеет среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для жителей Приморского края;

–30% для семей, воспитывающих детей–сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и переданных под опеку без выплаты опекунского пособия, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для жителей Приморского края;

–50% для сотрудников дошкольных учреждений, относящиеся к низкооплачиваемой категории оплаты труда, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума, установленного для жителей Приморского края.

От оплаты за содержание ребенка в МДОУ освобождаются семьи, имеющие в своем составе несовершеннолетнего ребенка–инвалида, ребенка с туберкулезной интоксикацией.

В районе 37 детей, то есть 5% от посещающих ДОУ, пользуются 50%–й скидкой с родительской платы, трое детей (0,4% от посещающих ДОУ) посещают дошкольные учреждения бесплатно. Дополнительные средства на льготное содержание детей выделяются из местного бюджета.

Качество услуг

В сравнении с положением системы образования в Приморском крае такой показатель качества услуг, как уровень образования педагогических работников ДОУ района, подтверждает тревожность сложившейся здесь ситуации. В ДОУ района работают 72 педагогических работника, из них:

– среднее специальное педагогическое образование имеют 75%, что выше аналогичного показателя по Приморскому краю (63,8%);

– высшее и незаконченное высшее образование имеют по совокупности 18%, при соответствующем краевом показателе в 28%.

Таким образом, наблюдается значительное отставание педагогических работников ДОУ Шкотовского района по уровню образования от своих коллег в Приморском крае в целом. В то время как именно этот показатель дает возможность говорить о потенциале ДОУ в части развивающего обучения детей, а также качественной и объемной подготовки их к школе. Педагогические работники с высшим образованием в современных условиях становятся носителями новых знаний и методик, опробуют и продвигают инновации в дошкольных образовательных учреждениях. Они заслуженно пользуются авторитетом у родителей, поскольку зачастую играют роль консультантов и помогают решать сложные воспитательные задачи.

В части содержания работы дошкольных учреждений можно отметить МДОУ пос. Новонежино, где открыта комната «Сказок», для приобщения детей к истокам русской национальной культуры – комната «Русские избы».

Кроме того, по запросам родителей организованы дополнительные бесплатные образовательные услуги:

– изобразительная деятельность – «Цветные капельки», «Петелька», «Умелые руки»;

– театральные, хореографические кружки – «Сказка», «Сударушка», «Театр и дети»;

– обучение игре на детских музыкальных инструментах – «Веселые музыканты», «Веселые нотки»;

– спортивно–оздоровительные кружки – «Здоровячок», «Спартачок».

Площади МДОУ пос. Подъяпольский и пгт Шкотово позволяют оборудовать логопедические кабинеты, физкультурные залы, экологические комнаты, а в МДОУ пгт Смоляниновский даже оборудовали зимний сад.

Однако в целом можно сказать, что в дошкольных образовательных учреждениях района ощущается явная нехватка услуг, связанных с техническим творчеством детей и основами естественнонаучного направления. Между тем именно такие услуги нацелены на развитие интеллектуальной составляющей детского творчества и образования и позволяют проявиться и развиться талантам детей в самом раннем возрасте. В свою очередь, раннее интеллектуальное развитие способствует лучшей подготовке к школе и впоследствии влияет на успехи ребенка в освоении учебной программы, а также открывает ему путь к непрерывному образованию в течение всей дальнейшей жизни.

 

Общее образование

Образовательные учреждения достаточно равномерно распределены по территории Шкотовского района: каждое поселение имеет образовательные учреждения, услуги которых доступны представителям соответствующей возрастной группы.

В 2009 году образовательные учреждения района перешли на новый базисный учебный план (БУП №1312), который расширяет вариативную часть и повышает значимость внеурочной занятости учащихся. Однако сегодня только в четырех школах при шестидневной учебной неделе БУП №1312 реализуется эффективно.

Говоря о содержании услуг образовательных учреждений, следует отметить, что в России принята Федеральная целевая программа развития образования до 2010 года, которая предполагает повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России, но в образовательных учреждениях района пока нет профильных классов.

Кадровый потенциал

Коллективы в образовательных учреждениях района стабильные, текучесть кадров среди педагогического состава очень незначительная. Учреждения укомплектованы педагогическими кадрами на 98%. Но вакантными остаются места учителей–предметников по английскому языку, русскому языку и литературе, математике, физике, географии, физической культуре – как в сельских школах, так и в городских поселениях.

Средний возраст преподавателей учебных заведений района достаточно молодой – 45 лет. Но только 65% педагогических работников района имеют высшее профессиональное образование, что уступает средним показателям по Приморскому краю – 75,8%. Этот факт, наряду с отсутствием некоторых учителей–предметников, в значительной мере определяет качество образования в районе. Например, нехватка учителей по математике и русскому языку не могла не отразиться на результатах ЕГЭ по этим предметам в 2009 году и негативно скажется на сдаче ЕГЭ выпускниками 2010 года.

Качество образования

Качество образования, получаемое учащимися школ района, следует оценивать как минимум с двух позиций – внутренней и внешней.

Внутреннее качество формируется за счет институционализации деятельности педагогических коллективов школ, а также за счет показателей системы мониторинга качества общего образования.

В Шкотовском районе показателями такой институционализации являются наличие и функционирование 15 районных методических объединений (РМО), а также формирование системы и муниципальной модели мониторинга качества общего образования в районе.

Деятельность РМО направлена на внедрение методик развивающего обучения в образовательный процесс, распространение инновационной деятельности педагогов.

Все РМО в 2007–2009 годах работали достаточно активно, реализуя свои разработки по различным темам в следующих формах:

• фестивали, педагогические чтения,

• семинары, практикумы, мастер–классы,

• олимпиады,

• творческие отчеты.

По мнению педагогических коллективов района, большинство таких мероприятий имеет хороший методический уровень, позволяет выявлять профессионализм и компетентность педагогов. В результате работы РМО в значительной степени меняется структура уроков – в направлении большего соответствия современным образовательным технологиям.

Внешнее качество формируется за счет результатов, которые показывают выпускники образовательных учреждений, – по итогам ЕГЭ, общей итоговой аттестации, участия в олимпиадах.

Сведения о результатах ЕГЭ–2009 по Шкотовскому району показывают, что выпускники образовательных учреждений района, как и Приморского края в целом, значительно отстают от общероссийских по математике и русскому языку (таблица 11). Это говорит о том, что для детей Шкотовского района шанс поступить в вузы центральной России по результатам ЕГЭ практически сведен к нулю. Кроме того, в районе следует обратить внимание на преподавание ИКТ, иностранного языка, литературы – средний балл по району по этим предметам также значительно ниже общероссийского. Но именно на этих предметах вырабатываются в том числе новые знания и навыки, обеспечивающие впоследствии активное участие молодых людей в профессиональной, семейной и общественной жизни. Согласно меморандуму непрерывного образования Европейского союза к таким навыкам относят компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки. Общие сведения о результатах ЕГЭ–2009 в Шкотовском муниципальном районе представлены в таблице 11 (всего выпускников – 155, участников ЕГЭ – 149).

Таблица 11

ПредметЧисло
участников
ЕГЭ
Минимал.
количество
баллов
Сред.
балл
по России
Сред.
балл
по краю
Сред.
балл
по району
Max
балл
Мin
балл
%
сдавших
%
не сдавших
Российский
показатель
% сдавших % не сдавших
Русский язык149 (96%)3756,45050,3732991,38,793,76,3
Математика149 (96%)214333,43457793794,85,2
Физика41 (27,5%)324940,840,76125851594,35,7
Химия15 (10%)3354,742,343,181276733919
Икт13 (8,7%)3656,144406414693188,611,4
Биология36 (24%)3553,445,44675278317928
История26 (17%)304838385923811991,38,7
География22 (15%)3449,740,643,26329861489,810,2
Английский язык7 (5%)2059,440,3385413861494,85,2
Обществознание82 (55%)3956,752,4527233841694,75,3
Литература4 (3%)3061,842,631,5510752593,56,5

 

По мнению педагогов и руководителей образовательных учреждений района, школьники района активно и успешно участвуют в районных олимпиадах по географии, химии, биологии, физике, праву, истории, обществознанию. В среднем в 2007 и 2008 годах в районных олимпиадах разной направленности участвовало около 10% учеников, но на краевом уровне школьники района принимали участие только в олимпиаде по технологии. Не отмечено выхода учеников района и на уровень всероссийских олимпиад.

Одним из важных показателей качества образования является количество выпускников, закончивших образовательные учреждения с серебряной или золотой медалью. В 2008 учебном году из 195 учащихся 11–х классов успешно сдали и получили аттестаты 195 выпускников (100%). По результатам итоговой аттестации 4 выпускника (2%) получили аттестаты особой категории: 3 – с серебряной медалью и 1 – с золотой медалью. В 2009 году в районе было получено 7 серебряных медалей и ни одной золотой.

Квалификацию педагогического состава образовательных учреждений в районе следует считать определяющией в части качества образования.

Участие во всероссийском конкурсе «Лучший учитель года» национального приоритетного проекта «Образование» позволило значительно повысить квалификацию и мотивацию педагогов районных учреждений образования. Количество учителей–победителей из Шкотовского района среди участников всероссийского конкурса «Лучший учитель года» см. в таблице 12.

Таблица 12

2006200720082009
2321

 

Каждый из победителей получил премию в размере 100 тыс. руб. Кроме того, за профессиональные успехи на муниципальном уровне за 2006–2009 годы были поощрены 10 учителей на сумму 70 тыс. руб. Мотивация и поощрение лучших учителей способствуют открытости образовательной системы, восприимчивости к запросам общества. Подобное участие образовательных учреждений Шкотовского района в приоритетном национальном проекте явилось целесообразным и эффективным, даже притом, что сельские школы вынуждены конкурировать с городскими, что изначально занижает их шансы на успех. Как пример, число победителей конкурса учителей от района уменьшается.

Общий анализ критериев качества образовательных услуг в школах района в 2007–2008 годах, проведенный по итогам мониторинга образовательных учреждений Шкотовского муниципального района, позволяет говорить, что только в одной школе – МОУ СОШ №15 п. Штыково качество образовательных услуг приближается к достаточно высокой оценке. Здесь максимальный показатель критерия «формирование ключевых профессиональных компетенций педагогических работников» (6 из 6). Достаточно высок этот показатель еще только в МОУ СОШ №25 с. Романовка (5 из 6). Еще в двух школах, МОУ СОШ №27 пгт Смоляниново и МОУ СОШ №29 с. Центральное, его можно считать удовлетворительным.

Развитие таких компетенций должно стать одним из основных условий повышения качества оказываемых образовательными учреждениями района услуг.

В целом проведенный анализ дает основания говорить о значительных проблемах в системе образования Шкотовского района. Значительное отставание системы образования района на фоне общероссийской ситуации является следствием:

– недостаточной профессиональной компетентности (кроме отдельных педагогов) общего педагогического состава,

– отсутствия педагогов по важным предметам,

– слабой подготовки к ЕГЭ, которая проходила в районе впервые на базе всех школ,

– замкнутости исключительно на районном уровне участия школьников в олимпиадах,

– снижения конкурентоспособности педагогов района в российском масштабе.

 

Сравнение полученных результатов анализа с российскими тенденциями развития сферы образования

В современных условиях знания и непрерывное обучение стали критическими факторами успеха как отдельной личности, так и государства, общества в целом. На федеральном уровне вопросам развития сферы образования уделяется большое внимание. Утвержденная Концепция долгосрочного социально–экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предполагает, что к концу этого периода должно произойти увеличение доли расходов на образование и здравоохранение в валовом внутреннем продукте до 13–14%, что сопоставимо с показателями передовых зарубежных стран. Реализация приоритетного национального проекта «Образование» уже позволила в значительной мере повысить материально–техническую базу системы образовательных учреждений, создать условия для профессионального роста педагогов, приблизить общее образование к потребителю посредством интернетизации сельских школ. Вместе с тем России приходится преодолевать имеющиеся негативные тенденции в развитии человеческого потенциала, которые накапливались с начала 1990–х
годов и в определенной степени были усугублены последним мировым финансовым кризисом. Среди таких вызовов – сокращение численности населения и уровня занятости в экономике; растущая конкуренция с европейскими и азиатскими рынками за квалифицированные кадры; низкое качество и снижение уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования.

Решать отмеченные проблемы предполагается за счет изменения подходов к развитию системы образовательных учреждений в России, за счет совершенствования содержания и технологий образования, повышения эффективности управления в системе образования, совершенствования экономических механизмов в сфере образования.

Этим же целям служит Федеральная целевая программа развития образования до 2010 г, которая предполагает повсеместный переход на профильное образование в старшей школе по всей России.

В послании Президента РФ Федеральному собранию 2009 года отмечается, что «главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире».

Для повышения эффективности учительского труда и стимулирования учеников к освоению новых знаний и умению их применять будут введены мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенции и способностей. Особое внимание предполагается уделить старшеклассникам, программы обучения которых будут прямо связаны с выбором будущей специальности.

Предполагается законодательно закрепить равенство государственных и частных общеобразовательных учреждений. Тем самым семьям будут предоставлены более широкие возможности выбора школы, а ученикам – доступ к урокам лучших преподавателей с использованием технологий дистанционного и дополнительного образования.

Будет проведена модернизация системы педагогического образования через внедрение обязательных курсов переподготовки и повышения квалификации на базе лучших российских вузов и школ.

Произойдет расширение самостоятельности школ, как в определении индивидуальных образовательных программ, так и в расходовании финансовых средств. Это относится не только к школам, ставшим победителями конкурсов в национальном проекте «Образование», но и к школам, преобразованным в автономные учреждения. Обязательная отчетность таких школ будет резко сокращена в обмен на открытость информации о результатах работы. С директорами таких школ будут заключены контракты, предусматривающие особые, с учетом качества работы, контрактные условия труда.

Здесь необходимо учитывать, что Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений». Согласно этому документу типами государственных, муниципальных учреждений будут признаваться автономные, бюджетные и казенные. Учреждения социальной сферы, в том числе учреждения образования, в основном будут иметь статус бюджетных. В современном правовом прочтении это автономное учреждение.

Еще одной тенденцией является главенствование принципа непрерывного образования. Заявленный в Меморандуме непрерывного образования Европейского союза, этот принцип преследует две главные цели: активная гражданская позиция и конкурентоспособность на рынке труда. Принцип делает каждого отдельного человека главным действующим лицом в системе непрерывного образования. Личная мотивация к учению и наличие разнообразных образовательных ресурсов являются ключевыми факторами непрерывного образования. Необходимо развивать не только предложение, но и спрос на образовательные услуги, что, в свою очередь, повышает требования обучающегося к качеству образования и стимулирует развитие системы учреждений образования.

 

Выводы (SWOT)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Восприятие местной властью сферы образования как ресурса развития территории.

Значительное обновление дорогостоящего оборудования и учебных кабинетов в школах за счет ФНПП «Образование».

Достаточно молодой и стабильный педагогический коллектив.

Показатель обеспеченности учащихся школ компьютерами, превышающий общероссийский.

Недостаточность МТБ и инфраструктуры для развития системы образования.

Отсутствие в районе проработанных технологий по переводу образовательных учреждений в статус автономных.

Недостаточный уровень качества образовательных услуг по сравнению с общероссийскими показателями.

Отсутствие профильности в старшей школе.

Низкая мотивация преподавателей и руководителей образовательных учреждений.

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

Использование потенциала дистанционного обучения на основе интернет–технологий в целях повышения доступности для учащихся образовательных порталов страны.

Предоставление платных услуг по обучению компьютерной грамотности, сайто–строению.

Уменьшение численности потенциальных потребителей услуг учреждений образования.

Нехватка средств на поддержание инфраструктуры системы образования.

Низкая готовность системы образования района к инновационным процессам, идущим в сфере образования.

Неготовность системы образования к грядущей бюджетной реформе.