1.7. 3. Внешнее благоустройство

Версия для печати

В сферу внешнего благоустройства входят санитарная очистка и уборка территорий общего пользования в поселениях, эксплуатация (содержание и ремонт) улично–дорожной сети, освещение улиц и дорог, озеленение поселенческих территорий, содержание мест захоронения (кладбищ), иные виды работ. Объекты внешнего благоустройства включают в себя площади, улицы, скверы, парковые зоны, зоны отдыха, наружное освещение поселений, зеленые насаждения на улицах, площадях, в зонах отдыха, улично–дорожную сеть. Сектор внешнего благоустройства представляет собой сектор товаров и услуг, полностью финансируемых за счет бюджетных средств. Внешнее благоустройство является потенциально конкурентной сферой деятельности, заказы работ в сфере благоустройства в соответствии с законодательством размещаются на конкурсной основе.

 

Муниципальные объекты внешнего благоустройства поселений Шкотовского района

Таблица 3


п/п
Наименование поселения и населенного пункта в составе поселенияОбщая протяженность улиц, проездов, набережных, кмПротяженность освещенных частей улиц и проездов, кмПротяженность автомобильных дорог местного значенияПлощадь зеленых насаждений, гаТерритория кладбищ, га
1Смоляниновское городское поселение44,21,558,6509,43
2Шкотовское городское поселение7051,7339,64,3
3Подъяпольское сельское поселение1327,20.024
4Романовское сельское поселение, всего, в том числе:17,55150,56
5Новонежинское сельское поселение82,50,3422,36,5
6Центральненское сельское поселение35,230,55
7Штыковское сельское поселение всего, в том числе3136,634777
 Всего258,251,8266,361329,3235,8

 

• Общая площадь улично–дорожной сети по всем видам собственности составляет 3326,18 тыс. м2, из них в муниципальной собственности находится чуть меньше половины – 1504,16 тыс. м2.

• Общая протяженность улиц, проездов, набережных составляет 258,25 км, наибольшая протяженность улично–дорожной сети в Смоляниновском городском поселении (17%), Шкотовском городском поселении (27%) и Новонежинском сельском поселении (32%).

• Уличное освещение используется только в Смоляниновском городском поселении (на 3,4% улиц и дорог) и в Новонежинском сельском поселении (на 0,4%).

• Объекты внешнего благоустройства находятся в муниципальной собственности поселений Шкотовского района; межселенные территории, за которые бы отвечали органы местного самоуправления Шкотовского района, отсутствуют.

• На территории Шкотовского муниципального района нет ни одной садово–парковой территории.

• Объекты внешнего благоустройства не паспортизированы. Для паспортизации необходимы огромные средства, в частности, по оценкам местных специалистов, паспортизация 1 км автомобильной дороги требует 25 тыс. руб. Необходимы паспортизация объектов внешнего благоустройства и учет муниципальных автомобильных дорог общего пользования.

 

Характеристика ситуации в сфере внешнего благоустройства поселений Шкотовского района

• К числу основных работ в сфере внешнего благоустройства территорий поселений Шкотовского района следует отнести работы по очистке от мусора придомовых территорий, территорий общего пользования и кюветов внутрипоселковых автомобильных дорог, по ликвидации несанкционированных свалок, подрезке деревьев и кустарников на внутридворовых территориях, прочистке водоотводных канав.

• В поселениях Шкотовского района реализуется ряд муниципальных и иных программ, направленных на повышение уровня благоустройства поселений.

• Средства для выполнения работ по содержанию, ремонту и уборке улиц, их освещению, содержанию объектов озеленения, содержанию и ремонту улично–дорожной сети и иных работ в сфере внешнего благоустройства предусматриваются в бюджетах поселений. Доля средств местных бюджетов, направляемых на внешнее благоустройство, незначительна. Как следствие, объем финансирования недостаточен для выполнения всего комплекса работ по благоустройству:

 

• В 2008 году значительно возрос объем капитального ремонта городской улично–дорожной сети:

 

 

Управление в сфере внешнего благоустройства поселений Шкотовского района

• Выполнение работ в сфере внешнего благоустройства поселений осуществляется за счет средств бюджетов поселений путем размещения органами местного самоуправления муниципального заказа. В сфере благоустройства работают частные организации, в том числе в отдельных поселениях управляющие организации и товарищества собственников жилья.

• Мониторинг состояния объектов внешнего благоустройства осуществляется администрациями городских и сельских поселений Шкотовского района. Главами поселений разрабатываются планы мероприятий по благоустройству и обеспечению надлежащего санитарного состояния территорий поселений и придорожных территорий. Ежегодно в апреле–мае, при наступлении устойчивых положительных температур, в поселениях проводятся месячники по благоустройству и санитарной очистке территорий.

• В период 2005–2009 годов ввиду отсутствия кадрового, материального и финансового ресурсов в рамках исполнения обязательств по соглашениям о передаче полномочий, заключенным администрациями городских и сельских поселений Шкотовского района с Администрацией Шкотовского муниципального района, районная администрация осуществляла решение вопросов местного значения поселений по организации содержания и ремонта дорог поселений. В целях контроля над санитарным состоянием придорожных территорий Администрацией Шкотовского муниципального района проведятся ежеквартальные выездные комиссионные проверки территорий поселений. По результатам проверок и при выявлении несанкционированных свалок принимаются меры административного воздействия по отношению к ответственным лицам и нарушителям.

• Ввиду незначительного объема бюджетных средств на работы в сфере внешнего благоустройства поселений объем финансирования недостаточен для выполнения всего комплекса работ по благоустройству. Поэтому конкурсы на выполнение работ в сфере внешнего благоустройства проводятся по мере острой необходимости, привлекаемые организации работают на краткосрочной основе.

• Заключаемые органами местного самоуправления договоры на оказание услуг в сфере внешнего благоустройства являются краткосрочными, заключаются на отдельные виды работ либо на предоставление дорожной техники, материалов, автотранспорта, необходимых для выполнения работ. В договорах отсутствуют показатели качества выполняемых работ, финансирование осуществляется по нормативам и сметам и не зависит от качества выполнения работ. Необходимо создание системы, при которой финансирование содержания и ремонта объектов внешнего благоустройства непосредственно зависело бы от достигнутых исполнителем работ и услуг результатов, выявленных в результате мониторинга состояния объектов внешнего благоустройства. Без увязки результатов с финансированием выполняемых работ и предоставляемых услуг невозможно добиться улучшения состояния улиц, дрог, зеленых насаждений и т. п.

 

Выводы (SWOT)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

В 2008–2009 годах наметились позитивные тенденции в финансировании коммунальной инфраструктуры, увеличены объемы средств, направляемые на замену сетей коммунальной инфраструктуры, отслуживших свой срок эксплуатации, однако это коренным образом не изменило ситуацию. Риски возникновения аварий, которые будут иметь самые серьезные последствия для населения района, очень велики.

Произошли положительные сдвиги в институциональных преобразованиях:

• управление многоквартирными домами осуществляют частные управляющие организации и ТСЖ;

• системы коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие предоставление коммунальных услуг гражданам, переданы в муниципальную собственность поселений района;

• системы коммунальной инфраструктуры эксплуатируются в основном частными организациями коммунального комплекса на основании договоров аренды.

Налажено рациональное взаимодействие органов местного самоуправления поселений, входящих в состав Шкотовского района, и Шкотовского муниципального района по организации тепло–, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения населения и поселений района.

Шкотовский муниципальный район участвует в региональных программах с целью получения бюджетных средств на строительство и модернизацию систем коммунальной инфраструктуры поселений.

Низкий уровень обеспеченности жилищного фонда доступом к централизованной коммунальной инфраструктуре.

Низкий уровень сбора платежей граждан за содержание и ремонт многоквартирных домов, водоснабжение и водоотведение.

Значительная доля ветхого и аварийного жилищного фонда.

Неудовлетворительное техническое состояние наружных сетей и объектов водоснабжения и водоотведения, многочисленные аварии на сетях водоснабжения.

Мощности систем коммунальной инфраструктуры в сфере водоснабжения больше подключенной нагрузки, что приводит к увеличению стоимости воды.

Не решена проблема ремонта и содержания бесхозных электрических сетей, возникают ограничения электроснабжения в населенных пунктах района.

Практически по всем переданным в муниципальную собственность поселений объектам и системам коммунальной инфраструктуры отсутствует техническая документация, значительная часть этих объектов и систем в нерабочем состоянии или требует капитального ремонта.

В силу того что при передаче имущества на уровень поселений не была проведена его инвентаризация, в нормативных документах допущены ошибки и отсутствует необходимое финансирование, не зарегистрировано право собственности поселений на переданное имущество. Поселениям Шкотовского района нужна помощь Приморского края и муниципального района в решении проблем, связанных с регистрацией муниципального имущества поселений.

Отсутствуют инструменты развития территорий – программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, инвестиционные программы организаций коммунального комплекса. Отсутствие этих программ препятствует развитию поселенческих территорий и привлечению инвестиций в местную экономику.

Ремонт, строительство и модернизация систем коммунальной инфраструктуры поселений района осуществляются только за счет бюджетных средств.

Отмечается крайне низкая протяженность освещенных частей улиц и проездов поселений района.

Отсутствует полигон твердых бытовых отходов.

ВОЗМОЖНОСТИ УГРОЗЫ

Привлечение внебюджетных инвестиций для строительства новых и модернизации существующих систем коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского района, особенно в сферу водоснабжения и водоотведения, а также в объекты, предназначенные для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Привлечение средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно–коммунального хозяйства и средств Приморского края на капитальный ремонт многоквартирных домов, расположенных на территории поселений Шкотовского района.

Отсутствие бюджетных средств в поселениях района негативно скажется на состоянии многоквартирных домов бывших воинских частей, что в конечном итоге приведет эти дома в аварийное состояние. Органы местного самоуправления поселений будут нести бремя расселения собственников и нанимателей помещений в этих домах.

Сохранение существующих темпов обновления сетей коммунальной инфраструктуры приведет к дальнейшему ухудшению качества коммунальных услуг, а в перспективе может иметь своим следствием лавинообразный рост аварий на коммунальных сетях.

Отсутствие в необходимых объемах бюджетных средств для ремонта муниципальных систем и объектов коммунальной инфраструктуры может привести к непредсказуемым последствиям, необходимо привлечение внебюджетных источников на основе публично–частного партнерства.