1.7. 2. Коммунальный комплекс и объекты, используемые для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов

Версия для печати

Производство и подача коммунальных ресурсов (тепловая энергия, вода, электрическая энергия) потребителям, оказание услуг водоотведения осуществляется коммунальным комплексом муниципального образования, который включает в себя системы коммунальной инфраструктуры, объекты электросетевого хозяйства, систему газоснабжения (газораспределительную систему).

 

Муниципальный коммунальный комплекс Шкотовского района по поселениям

Таблица 2


п/п
Наименование поселения и населенного пункта в составе поселенияКоличество котельных, шт.Протяженность тепловых сетей, кмПротяженность водопроводных сетей, кмПротяженность канализационных сетей, кмПротяженность линий электропередачи, км / количество трансформаторных подстанций
1Смоляниновское городское поселение510,7228,99,2181/26
2Шкотовское городское поселение72,352,275,33118,2/28
3Подъяпольское сельское поселение25,636,953,6435,1/16
4Романовское сельское поселение74,54,01273,6/15
5Новонежинское сельское поселение86,9817,55,133,3/12
6Центральненское сельское поселение31,365,583,6684,7/13
7Штыковское сельское поселение32,72,20,367,1/9
 Всего3534,2467,4129,23593/119

 

• На территории Шкотовского муниципального района действуют 39 котельных (муниципальной формы собственности и ведомственные) с суммарной присоединенной нагрузкой 83,13 Гкал/час и годовым объемом теплопотребления более 100 тыс. Гкал, в том числе четыре котельные, работающие на мазуте, 35 котельных на угле. В муниципальной собственности поселений района находится 35 котельных, четыре котельные являются ведомственными. 14 муниципальных котельных отапливают только объекты социальной сферы. Система теплоснабжения – открытая, центральных тепловых пунктов нет.

• Протяженность тепловых сетей поселений Шкотовского района составляет 34,24 км, наибольшая протяженность тепловых сетей в Смоляниновском городском поселении (31%), Подъяпольском сельском поселении (16,4%) и Новонежинском сельском поселении (20,4%). Тепловые сети находятся в муниципальной собственности поселений Шкотовского района.

• Протяженность водопроводных сетей в поселениях Шкотовского района составляет 67,41 км, наибольшая протяженность водопроводных сетей в Смоляниновском городском поселении (42,9%) и Новонежинском сельском поселении (26%). В поселениях Шкотовского района находится 24 водозабора (4 речных подрусловых водозабора и 20 скважин), 6 водопроводных насосных стаций. Эти объекты находятся в муниципальной собственности поселений Шкотовского района.

• Протяженность канализационных сетей в поселениях Шкотовского района составляет 29,23 км, наибольшая протяженность водопроводных сетей в Смоляниновском городском поселении (31,5%), Шкотовском городском поселении (18,2%) и Новонежинском сельском поселении (17,4%). В поселениях Шкотовского района находится 5 канализационных станций, 2 очистных сооружения канализации. Эти объекты находятся в муниципальной собственности поселений Шкотовского района.

• Протяженность муниципальных электрических сетей в поселениях Шкотовского района составляет 593 км, имеется 119 трансформаторных подстанций.

• Системы газоснабжения сетевым газом в поселениях Шкотовского района практически отсутствуют. На территории Шкотовского муниципального района услугами централизованного газоснабжения обеспечены жители п. Штыково. Газоснабжение населения для удовлетворения бытовых нужд (приготовление пищи) в остальных поселениях района осуществляется индивидуальными газовыми баллонными установками.

• Системы коммунальной инфраструктуры были переданы в собственность поселений Шкотовского района на основании Федерального закона от 6 октября 2003 года №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в соответствии с Законом Приморского края от 6 декабря 2007 года №167–КЗ «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Шкотовским муниципальным районом и поселениями, образованными в границах Шкотовского района». Практически по всем переданным объектам отсутствует техническая документация, технические и стоимостные характеристики. Значительная часть объектов и систем коммунальной инфраструктуры находится в нерабочем состоянии или требует капитального ремонта.

 

Характеристика коммунального комплекса поселений Шкотовского района

Теплоснабжение

• Основным потребителем тепловой энергии, вырабатываемой на котельных в поселениях Шкотовского района, является население:

 

• Объем отпуска тепловой энергии населению и на коммунально–бытовые нужды с 2006 по 2008 год включительно практически не изменился:

 

• Износ котельных составляет 52%. Износ тепловых сетей – 50%. В поселениях района высокая доля тепловых сетей, нуждающихся в замене:

 

• Аварийные отключения электроэнергии – одна из основных причин остановок отопительных котельных:

 

• На ремонт котельных тратятся значительные бюджетные средства, но это не приводит к изменению ситуации в лучшую сторону:

 

• По оценкам местных администраций, загрузка котельных составляет примерно 80% их мощности. Для справки: в Европе котельные загружены на 70–80%. По экспертным оценкам, загруженность котельных в среднем по России составляет 45–55%. Для теплоснабжения существующих потребителей в поселениях Шкотовского района в основном достаточно имеющихся мощностей отопительных котельных.

• Из 35 котельных только на четырех имеются приборы учета отпущенной тепловой энергии.

• Ввиду плохого централизованного теплоснабжения жители многоквартирных домов начали искать альтернативу: самовольно отключаются от внутридомовых систем отопления и устанавливают поквартирные приборы отопления (электрические котлы). Это приводит к уменьшению доходов организаций, осуществляющих эксплуатацию систем теплоснабжения, а затраты остаются прежними, поскольку мощность котельных не может быть уменьшена. Практика установки поквартирных систем отопления в существующих многоквартирных домах также противоречит градостроительному и жилищному законодательству.

Водоснабжение и водоотведение

• Население потребляет 25% воды, отпускаемой всем потребителям в поселениях Шкотовского района:

 

• Сточные воды от населения составляют наибольший объем стоков по сравнению с другими потребителями услуги водоотведения:

 

• Уровень подачи воды в сеть всем потребителям и уровень водопотребления населением с 2006 по 2008 год включительно снизились на 15,4 и 34,3% соответственно:

 

 

• Соответственно, снизился пропуск сточных вод – с 813 тыс. м3 в 2006 году до 480 тыс. м3 в 2008 году.

• Одной из главных инфраструктурных проблем Шкотовского района являются системы водоснабжения и водоотведения. Объем бюджетных средств, направленных на ремонт объектов водопроводно–канализационного хозяйства в 2008 году, по сравнению с предыдущими годами значительно увеличился:

 

• Органы местного самоуправления Шкотовского района и входящих в его состав поселений рассматривают бюджетные средства как главный источник финансирования ремонта и модернизации систем водоснабжения района; участие в инфраструктурных программах, финансируемых за счет средств бюджетов разных уровней, является приоритетом.

• Тем не менее использование бюджетных средств для ремонта объектов водопроводно–канализационного хозяйства не привело к существенному улучшению состояния этих объектов, наоборот – положение ухудшается.

• Изношенность систем водоснабжения, водоотведения и канализации составляет в разных населенных пунктах района 70–90%. Около 83% уличных водопроводных сетей и 95% канализационных сетей нуждаются в замене. Износ канализационных насосных станций составляет более 85%.

• Отдельные водозаборные сооружения были построены еще в советские времена воинскими частями с ненадлежащим уровнем качества, с превышением мощности над подключенной нагрузкой. Все это, наряду с изношенностью водопроводных сетей, приводит к значительному повышению издержек при производстве воды, к недоступности необходимых тарифов на воду для потребителей; в отсутствие бюджетного финансирования разницы в тарифах это приводит к утверждению тарифов на уровне ниже потребностей и, следовательно, к еще большему износу систем водоснабжения.

• Низкая собираемость платежей за водоснабжение и водоотведение привела к возникновению задолженности водоснабжающих организаций за электроэнергию, потребленную для забора и подачи холодной воды до потребителей; это, в свою очередь, приводило не только к периодическим ограничениям подачи электроэнергии на объекты водоснабжения, но и к частой смене водоснабжающих организаций по причине их банкротства в силу низкой собираемости указанных платежей.

• Одной из проблем является использование населением воды из уличных водоразборных колонок. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года №307, холодное водоснабжение, осуществляемое через водоразборную колонку, производится в соответствии с указанными правилами на основании договора холодного водоснабжения, заключаемого исполнителем с потребителем. Население отказывается заключать такие договоры и оплачивать потребляемую холодную воду.

• Наиболее неблагополучными с точки зрения аварийности систем водоснабжения из всех поселений Шкотовского района являются поселки Шкотово, Подъяпольский, Новонежино, Мысовой, где происходит наибольшее количество аварий на сетях водоснабжения:

 

• Аварийные ситуации на объектах и наружных сетях водоснабжения вызваны недостаточной мощностью существующих водозаборов, связаны с неудовлетворительным техническим состоянием наружных сетей и объектов водоснабжения, устаревшим морально и изношенным физически оборудованием, отсутствием капитального ремонта в течение длительного времени эксплуатации.

• Аварии на сетях водоснабжения в отдельных поселениях случаются практически каждый день. В частности, в пос. Новонежино, по оценкам местной администрации, при существующих сетях водоснабжения подача воды в водопроводные сети осуществляется в объеме 65 м3 в час. При отсутствии утечек в водопроводных сетях для надежного водоснабжения потребителей подачу воды необходимо было бы осуществлять в объеме 35 м3 в час.

• Ввиду неудовлетворительного состояния водоводов, уличной водопроводной сети и внутридомовых инженерных систем водоснабжения качество воды у отдельных потребителей не соответствует СанПиН.

• Улучшить ситуацию в сфере водоснабжения призвана была реализация краевой целевой программы «Обеспечение населения Приморского края питьевой водой на 2002–2010 годы». В 2009 году было приостановлено и без того неполное финансирование строительства группового водовода для водоснабжения пос. Подъяпольский и Мысовой.

• В отдельных поселениях отсутствуют системы водоочистки, канализационные очистные сооружения.

• В поселениях района отсутствует специальная техника для вывоза жидких бытовых отходов от домов, не подключенных к системам централизованной канализации.

• По оценкам администрации Шкотовского муниципального района, необходимо более 50 млн руб. для восстановления изношенной инфраструктуры водоснабжения поселений района.

Электроснабжение

• Износ электрических сетей составляет 38%. Доля ветхих электрических сетей, расположенных на территории района, составляет почти 30% их протяженности.

• В отдельных населенных пунктах района существует проблема содержания и ремонта бесхозных электрических сетей. Аварийное состояние этих электрических сетей и отсутствие обслуживающей организации ставят под угрозу бесперебойную подачу электроэнергии.

• В 2007 году на территории Шкотовского муниципального района зафиксировано 46 отключений электроэнергии, в 2008 году – 79 отключений. Отключения связаны с неудовлетворительным техническим состоянием сетей и объектов электроснабжения:

 

• В целом по Шкотовскому муниципальному району наибольшее количество аварийных ситуаций в системах жизнеобеспечения поселений района происходит в системах водоснабжения и водоотведения:

 

Коммунальный комплекс Шкотовского района на фоне Приморского края и ДФО

Теплоснабжение

• Доля потерь тепловой энергии в 2008 году при производстве и подаче тепловой энергии до потребителей в Шкотовском районе выше, чем в Приморском крае и в целом по Дальневосточному федеральному округу:

 

• В Шкотовском районе доля тепловых сетей, нуждающихся в замене, в 1,8 раза больше, чем в Приморском крае, и в 2,1 раза больше, чем в ДФО. При этом темпы замены тепловых сетей, в том числе ветхих, гораздо ниже:

 

Водоснабжение и водоотведение

• Доля водопроводных сетей, нуждающихся в замене, в Шкотовском районе гораздо больше, чем в Приморском крае и ДФО. Особенно критическая ситуация в Шкотовском районе сложилась в отношении внутриквартальной и внутридворовой водопроводной сети:

 

• Доля канализационных сетей, нуждающихся в замене, в Шкотовском районе гораздо больше, чем в Приморском крае и ДФО. Из всех канализационных сетей внутриквартальная и внутридворовая канализационная сеть в поселениях Шкотовского района находится в наиболее критической ситуации:

 

• Замена водопроводных и канализационных сетей в Шкотовском районе практически не осуществляется:

 

• По оценкам местных специалистов, в поселениях Шкотовского района высокий расход электрической энергии на подъем и доставку воды до потребителей. Согласно статистическим данным, по данному показателю поселения Шкотовского района находятся в лучшем положении по сравнению с Приморским краем и ДФО. Удельный вес сточных вод, поданных на очистку, в Шкотовском районе больше, чем в целом по Приморскому краю:

 

 

Управление коммунальным комплексом

• Коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, тепловая энергия, электрическая энергия, газ) исходя из технологических особенностей их производства предоставляются на монопольной основе. Основой системы управления коммунальной инфраструктурой и объектами, используемыми для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, на местном уровне является регулирование производственной и инвестиционной деятельности организаций коммунального комплекса, а также формирование государственно–частного партнерства в управлении и развитии муниципального имущества в коммунальном комплексе.

• По состоянию на конец 2009 года на территории Шкотовского муниципального района коммунальные ресурсы производят 12 организаций. Тепловые сети и котельные по поселениям района находятся в основном в эксплуатации Шкотовского теплового района филиала «Артемовский» КГУП «Примтеплоэнерго». Обслуживание котельных осуществляют: КГУП «Примтеплоэнерго» – 20 котельных на основании договоров аренды, заключенных с администрациями поселений Шкотовского района; комбинат «Взморье» – одна котельная; ОАО «РЖД» – котельная депо ст. Смоляниново; 17 котельных обслуживают муниципальные учреждения здравоохранения, культуры и народного образования. Объектами водоснабжения и водоотведения управляют различные организации в форме обществ с ограниченной ответственностью, товарищества собственников жилья. Управление объектами коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского района осуществляется на основании договоров аренды, заключенных органами местного самоуправления поселений с организациями коммунального комплекса. Договоры аренды носят краткосрочный характер ввиду отсутствия государственной регистрации права муниципальной собственности. Отдельные договоры были заключены без проведения конкурсов, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа, что противоречит Федеральному закону от 26 июля 2006 года №135–ФЗ «О защите конкуренции».

• В поселениях Шкотовского района выполняется условие Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ о необходимой доле коммерческих организаций коммунального комплекса (не менее 50% от общего числа организаций коммунального комплекса при подаче заявки в 2010–2011 годах) для получения финансовой поддержки на проведение капитального ремонта многоквартирных домов и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.

• Тарифы на тепловую энергию и горячую воду для населения Шкотовского района устанавливаются ниже стоимости производства этих коммунальных ресурсов. Разница в стоимости для населения и для энергоснабжающей организации (КГУП «Примтеплоэнерго») покрывается за счет средств Приморского края:

 

• Общеизвестно, что наличие бюджетной составляющей негативно сказывается на эффективности деятельности коммунальных предприятий, поскольку не заинтересовывает их в экономном, энергоэффективном поведении. Чем выше тариф – тем больше бюджетная составляющая.

• Чтобы удовлетворять условию пункта 8 статьи 14 Закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ и предоставления финансовой поддержки за счет средств указанного Фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов, необходимо прекратить предоставлять субсидии организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов, используемых в сфере теплоснабжения. Прекращение субсидирования стоимости выработки тепловой энергии (в настоящее время тарифы для населения почти в два раза ниже тарифа для КГУП «Примтеплоэнерго») приведет к резкому повышению тарифов для населения.

• Не проведена инвентаризация муниципального имущества в коммунальном комплексе поселений, необходимо провести государственную регистрацию права муниципальной собственности поселений Шкотовского района на системы коммунальной инфраструктуры, расположенные на территории этих поселений. До государственной регистрации права муниципальной собственности возможно заключение краткосрочных договоров аренды на срок до одного года, в период действия которых должна быть проведена вся необходимая работа для регистрации муниципального имущества. Без заключения долгосрочных договоров аренды или концессионных соглашений невозможно привести в порядок коммунальную инфраструктуру поселений района. Практика показывает, что бюджетных средств и средств потребителей для этого недостаточно. Привлечение инвесторов на основе долгосрочных инструментов муниципально–частного партнерства позволит привлечь частные инвестиции для строительства и модернизации существующих систем коммунальной инфраструктуры.

• В период 2005–2009 годов в рамках исполнения обязательств по соглашениям с администрациями городских и сельских поселений Шкотовского района Администрация Шкотовского муниципального района в соответствии со статьей 14 Федерального закона №131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выполняла мероприятия по организации в границах поселений электро–, тепло–, водоснабжения населения, водоотведения и снабжения населения топливом. На 2010 год заключаются новые соглашения. Как показывает практика особенно малых поселений, решение вопросов, связанных с организацией в границах поселения электро–, тепло–, водоснабжения населения, водоотведения являются одной из самых насущных проблем местного значения. Решение указанных вопросов в большинстве малых муниципальных образований, в том числе в поселениях Шкотовского района, сопряжено с определенными сложностями, среди которых:

• ограниченность финансово–материальных ресурсов для эффективного решения вопросов местного значения;

• дефицит квалифицированных кадров, восполнение которого в короткие сроки трудноосуществимо;

• недостаток у органов местного самоуправления опыта самостоятельного решения вопросов местного значения и управления муниципальным имуществом.

Содержательно управлением и развитием систем коммунальной инфраструктуры должны заниматься органы местного самоуправления поселений, отвечающие за теплоснабжение и водоснабжение потребителей, водоотведение. Данное утверждение соответствует действующему законодательству. Поэтому необходимо усиливать кадровый и материальный потенциал поселений района для быстрейшего и самостоятельного исполнения органами местного самоуправления рассматриваемых вопросов. Тем более что органы одного муниципального образования – Смоляниновского городского поселения уже достаточно успешно выполняют свои функции самостоятельно.

• Вопросы местного значения, решаемые на уровне муниципального района, носят межпоселенческий характер. В сфере жилищно–коммунального хозяйства в полномочия муниципального района входит организация в границах муниципального района электро– и газоснабжения поселений, а также утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. В Шкотовском муниципальном районе практически нет межселенных территорий, на которых бы располагались объекты электро– и газоснабжения, органы местного самоуправления района не участвуют в имущественном управлении коммунальной инфраструктурой.

 

Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов

• В настоящее время на территории Шкотовского муниципального района нет санкционированной свалки и полигона ТБО для складирования отходов. На территориях поселений и в лесах немало стихийных свалок твердых бытовых отходов. В Шкотовском муниципальном районе имеется одна несанкционированная свалка, которая находится на территории и в собственности Новонежинского сельского поселения и на которую вывозятся твердые бытовые отходы из поселений района. Твердые бытовые отходы из Подъяпольского сельского поселения вывозятся на полигон в соседнее муниципальное образование – ЗАТО г. Фокино. Вывозом мусора от потребителей в многоквартирных домах в поселениях района (за исключением Штыково и Подъяпольского) занимается одна организация (ООО «Жилищная компания Партнеры»), имеющая всего одну мусоровывозящую машину. Собственники жилых домов отказываются заключать договоры на вывоз мусора от их домовладений.

• В Шкотовском районе нет предприятий по переработке твердых бытовых отходов с целью их вторичного использования.

• В 2007 году за счет средств районного бюджета разработан рабочий проект строительства полигона ТБО для нужд Шкотовского муниципального района. Планируемый объем утилизации отходов составляет 15 тыс. м3 в год. Строительство полигона ТБО планировалось осуществить с участием средств бюджета Приморского края в рамках реализации краевой целевой программы «Отходы» в 2008–2009 годах, но оно так и не было начато ввиду отсутствия средств. В настоящее время пакет документов о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий для размещения полигона ТБО находится в Правительстве Российской Федерации.

• Утилизации ТБО остается нерешенной проблемой в Приморском края, а дефицит мощностей полигонов имеется не только в Шкотовском районе, но и в других муниципальных образованиях Приморского края. Механизмы решение этой проблемы должны включать привлечение краевых и муниципальных бюджетных средств в рамках межмуниципального сотрудничества для строительства полигона ТБО, а также государственно–частное партнерство для его последующей эффективной эксплуатации.

 

Развитие систем коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского района

• Развитие территорий муниципальных образований регламентируется документацией, разрабатываемой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации. Документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов и генеральные планы поселений. На территории Шкотовского муниципального района за последние 10 лет градостроительная документация не разрабатывалась. В 1988 году был разработан генеральный план развития пгт Смоляниново, который до настоящего времени реализован не в полном объеме.

• В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года №210–ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» документом, регламентирующим развитие систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, является программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры. Реализация такой программы обеспечивает подключение к системам коммунальной инфраструктуры как отдельных объектов, так и площадок комплексного освоения или развития территорий. До настоящего времени программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений Шкотовского муниципального района не разработаны.

• Инструментом реализации программ комплексного развития являются инвестиционные программы организаций коммунального комплекса, направленные на финансирование строительства новых и модернизации действующих систем коммунальной инфраструктуры. Только в Смоляниновском городском поселении была утверждена инвестиционная программа в сфере водопроводно–канализационного хозяйства, финансирование которой осуществлялось за счет надбавки к тарифу для населения.

• Администрацией Шкотовского муниципального района определены перспективные территории для размещения промышленных предприятий и комплексного жилищного строительства. Одной из проблем является слабая оснащенность этих площадок инженерной инфраструктурой.

• В Смоляниновском городском поселении планируется строительство двух 12–квартирных домов и спортивного зала. Для этого увеличения мощности существующих котельных, возможно, не потребуется, но пока нет точных данных. В Подъяпольском сельском поселении планируется строительство терминала, что потребует учета его нагрузки при строительстве системы водоснабжения поселения и, возможно, увеличения мощностей других систем коммунальной инфраструктуры.

• В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года №35–ФЗ «Об электроэнергетике» полномочиями по развитию электросетевого хозяйства обладают федеральные и региональные органы исполнительной власти. Так, разработку программ перспективного развития электроэнергетики, в том числе в сфере муниципальной энергетики, осуществляет Правительство Российской Федерации или уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти. Регулирование цен (тарифов) на электрическую энергию и установление платы за технологическое присоединение осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственном регулировании тарифов на электрическую энергию. Органы местного самоуправления поселений района имеют возможность управлять электросетевым хозяйством путем владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселений.

• В настоящее время разрабатывается генеральная схема газоснабжения Шкотовского района, в 2012 году в соответствии с договором, заключенным между Администрацией Приморского края и ОАО «Газпром» планируется начать строительство газопровода (отвод от газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток). В собственности поселений района нет объектов, относящихся к системам газоснабжения. Регулирование тарифов организаций, осуществляющих эксплуатацию систем газоснабжения, и установление нормативов потребления газа в соответствии с действующим законодательством являются полномочиями органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К элементам участия органов местного самоуправления в обеспечении газоснабжения населения можно отнести взаимодействие с органами государственной власти Приморского края при формировании целевых программ в области газоснабжения. В случае строительства указанного газопровода органы местного самоуправления могут готовить технические условия подключения объекта капитального строительства к сетям газоснабжения в соответствии с Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно–технического обеспечения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 года №83.

• Приоритетами Администрации Шкотовского района в сфере инфраструктурных проектов являются:

1) строительство, ремонт и модернизация систем водоснабжения и водоотведения поселений района;

2) строительство полигона для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.