1.6. Финансовый потенциал района

Версия для печати

Муниципальный бюджет

Доходы бюджета

Наблюдается стабильная положительная динамика доходов бюджета Шкотовского района в 2005–2009 годах (рис. 31). Рост доходов бюджета, а также выверенная работа с долговыми обязательства позволили к 2008 году погасить копившуюся задолженность бюджета, которая к началу периода составляла 130 млн руб.

Несмотря на кризис, темпы роста доходной части бюджета в 2009 году были наиболее высокими за последние 5 лет и достигли 62,5%, а доля собственных доходов за 2009 год увеличилась с 62,1 до 67,2% (рис. 32). Вместе с тем доля налоговых и неналоговых поступлений, собранных на территории района, за год уменьшилась с 49,6 до 28,% (рис. 33). По этому показателю Шкотовский район занял в 2009 году 18-е место среди 21 района Приморского края (в 2008 году – 4-е место). Изменение соотношения доходов, собираемых непосредственно на территории района, и поступлений от межбюджетного перераспределения в пользу последнего свидетельствует о способности администрации привлекать на территорию района дополнительные финансовые ресурсы, встраивать решение районных проблем в приоритеты краевого развития, что в условиях кризиса является единственно возможной стратегией, позволяющей району не только выживать, но и развиваться.

Налоговые и неналоговые доходы бюджета не в полной мере характеризуют фискальный потенциал района. Например, в 2006 году в бюджет района поступило менее четверти всех налогов, собранных в районе, и общая сумма налогов более чем на 40% превысила доходы бюджета. Такая же картина наблюдалась и в последующие годы. Как видно на рис. 34, в структуре налогов, собираемых на территории района, основное место занимает налог на доходы физических лиц (НДФЛ), который относится к числу регулируемых налогов. В соответствии с законодательством Приморского края доля доходов от НДФЛ, оставляемая в бюджете района, уменьшилась с 53% в 2008 году до 42% в 2009 году, что и отразилось на сокращении собственной налоговой базы района. В 2010 году этот показатель утвержден на уровне 56%, что в условиях стабилизации экономики позволит району в большей степени опираться на собственные финансовые ресурсы.

Сегодняшняя налоговая и бюджетная политика закрепляет за местным уровнем наиболее трудно собираемые налоги. Несмотря на то, что по налогу на имущество с физических лиц на территории района приняты максимальные ставки, абсолютные и относительные поступления по данному налогу крайне незначительны. Увеличить их можно в том случае, если переоценить имущество физических лиц в текущих ценах, но стоимость переоценки в несколько раз превышает сумму самого налога в год. Резервы для увеличения сбора земельного налога в районе также крайне сложно задействовать, так как основные землепользователи, расположенные на территории района (воинские части и лесхозы), освобождены от уплаты этого налога, а основная часть населения не в состоянии зарегистрировать свои участки из-за высокой стоимости оформления документов, выставляемой федеральными структурами (межевание, паспортизация, регистрация).

Основными налогоплательщиками района являются: локомотивное депо «Смоляниново», которое в настоящее время разделено на два – ремонтное и эксплуатационное (доля налоговых поступлений в общей сумме налоговых доходов местного бюджета составляет 26%); воинские части (НДФЛ, 22%); рыболовецкий колхоз «Приморец» (11%); КГУП «Примводоканал» (4%).

 

Рис. 31. Доходы бюджета

Рис. 32. Доля собственных доходов бюджета

Рис. 33. Структура доходов бюджета

Рис. 34. Структура доходов без учета МБТ

 

Расходы бюджета

Рост доходов сопровождался изменением структуры расходов бюджета. В 2009 году ресурсы, привлекаемые из бюджетов вышестоящих уровней, позволили существенным образом увеличить абсолютно и относительно расходы на решение жилищно-коммунальных проблем и реконструкцию социальных объектов (здание школы).

 

Рис. 35. Структура расходов бюджета в 2005 году

Рис. 36. Структура расходов бюджета в 2009 году

 

Финансы предприятий

Специфика и отраслевая принадлежность предприятий Шкотовского района делает их финансовое положение достаточно неустойчивым, зависимым от многих внешних конъюнктурных факторов. Прежде всего, это относится к предприятиям отраслей «рыболовство», «машиностроение», «легкая промышленность». Часть предприятий этих отраслей обанкротились, а оставшиеся крупные и средние предприятия в период 2005–2008 годов улучшали показатели финансовой устойчивости и платежеспособности. Так, в сентябре 2008 года соотношение заемных и собственных средств предприятий находилось на уровне 20% (норматив не выше 100%), а коэффициент автономии составлял 79%, что почти на 20 процентных пунктов выше нормативного значения. Кризис 2009 года прервал эти позитивные тенденции, с финансовыми трудностями по разным причинам столкнулись практически все предприятия района. В то же время в целом промышленный комплекс района по показателям прибыльности остался в положительной зоне (рис. 37).

 

Рис. 37. Прибыль крупных и средних предприятий

 

Доходы и расходы населения

Определяющее значение для динамики доходов населения играет зарплатная составляющая. Высокие темпы роста заработной платы в 2005–2009 годах определили устойчивый рост не только номинальных, но и реальных доходов населения, которые стабильно росли, за исключением кризисного 2009 года (рис. 38). В 2009 году по уровню заработной платы район занимал 5-е место среди всех районов Приморского края. Как видно на рис. 39, на заработную плату приходится две трети совокупных доходов населения и эта доля по сравнению с 2007 годом увеличилась на 10 процентных пунктов. Также за этот период увеличилась доля доходов от предпринимательской деятельности. Пенсии в районе росли темпами, задаваемыми федеральным законодательством.

 

Рис. 38. Динамика доходов населения (руб.)

Рис. 39. Структура доходов населения (%)

 

Рост доходов стал важным фактором, изменившим структуру потребления населения. Как видно на рис. 40 и 41, произошло изменение расходов в пользу товаров, среди которых увеличилась доля непродовольственных товаров, в том числе длительного пользования.

 

Рис. 40. Структура расходов населения в 2005 году (%)

Рис. 41. Структура расходов населения в 2005 году (%)

 

С позиции определения потенциала района в потребительской сфере, важное значение имеет совокупный баланс денежных доходов и расходов. В Шкотовском районе доходы устойчиво превосходят расходы, причем на достаточно существенную величину. Это значит, что доходы, заработанные на территории района, не находят адекватного предложения товаров и услуг и вывозятся за пределы района. В определенном смысле для этого есть объективные предпосылки, связанные с малонаселенностью многочисленных поселений района, в которых сложно, а часто экономически невыгодно организовывать комплексное обеспечение удовлетворения потребительского спроса населения. Удовлетворяется, как правило, спрос на первичные и повседневные товары и услуги, а, например, товары длительного пользования население приобретает за пределами своего населенного пункта, а зачастую и за пределами района. Значительная часть доходов района участвует в формировании потребительского оборота в городе Большой Камень, потребительский рынок которого в состоянии предоставить качественные и разнообразные товары и услуги. Тем не менее определенный потенциал привлечения платежеспособного спроса на территорию района имеется, и в перспективе он будет нарастать.

 

Выводы (SWOT)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Способность администрации района гибко сочетать и комбинировать различные источники доходной части бюджета в зависимости от изменения экономической конъюнктуры.

Устойчивый рост трудовых доходов.

Слабая собственная доходная база бюджета.

Отток денежных ресурсов населения за пределы района.

Низкий уровень доходов населения.

ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ

Расширение вторичного оборота денежных ресурсов населения.

Повышение доходной базы бюджета.

Банкротство предприятий района в случае нарастания кризиса.

Падение покупательной способности населения.