1.2. Потенциал пространственной организации и географического положения

Версия для печати

Пространственная организация

Шкотовский муниципальный входит в состав Владивостокской агломерации, в которой сосредоточена основная часть социально-экономического потенциала Приморского края. Помимо Владивостока – системообразующего центра агломерации, в ее состав входят города Находка, Артем, Большой Камень и Уссурийск, поселки и сельские населенные пункты Надеждинского района.

Шкотовский муниципальный район состоит из двух территорий, северной и южной (Подъяпольское сельское поселение), разделенных закрытым административно-территориальным образованием – городом Большой Камень.

На юге район омывается водами залива Петра Великого, на западе граничит с землями Уссурийского и Артемовского городских округов, на востоке – с землями Партизанского района и Партизанского городского округа, на севере – с землями Михайловского и Анучинского районов. Протяженность морской границы района составляет 34 км, сухопутной – 262 км. Общая площадь – 2664,5 км2. Расстояние до краевого центра, Владивостока, по железной дороге – 94 км, по автодорогам – 112 км, водным путем – 28 км.

Рельеф района, представленный восточными склонами Сихотэ-Алиня, состоит из коротких, сильно расчлененных хребтов. Северо-восточную часть района занимает Шкотовское плато. Для него характерны плоские, столообразные водоразделы и узкие долины, похожие на коньоны. Максимальные высотные отметки расположены в южной части – гора Ливадийская (1332 м) и гора Литовка (1279 м).

 

Транзитные пути

Шкотовский район неплохо вписан в транспортную схему Приморского края. Через район проходит автомобильная дорога Владивосток – Находка, от которой отходят дороги на Партизанск, Ивановку, Большой Камень и др. Через район также проходит железнодорожная линия Угловая – Находка (основные станции: Шкотово и Смоляниново), от которой отходит железнодорожная ветка на Большой Камень и Дунай. Близ пос. Штыково имеется аэродром, ныне не используемый.

Протяженность автомобильных дорог – 614,44 км, в том числе федерального значения – 0, регионального значения – 238,4 км, местного значения – 376,04 км. Автодорожным сообщением охвачены все поселения района.

Через территорию района пройдет газопровод-отвод к ГРС Владивостока в рамках реализации инвестиционного проекта «Магистральный газопровод Сахалин – Хабаровск – Владивосток». На территории района также проведены работы по подготовке земельного участка под строительство нефтепровода трубопроводной системы Восточная Сибирь – Тихий океан.

 

Система расселения

На территории района нет межселенных территорий. Имеется центральное ядро заселения, представленное пгт Шкотово, Смоляниново, а также сельским поселением Романовка. К этой зоне до разделения примыкал город Большой Камень. От центрального ядра расходятся четыре направления зон расселения: северное (Штыково и Многоудобное) западное (Стеклянуха, Новороссия, Центральное, Новая Москва) юго-западное (Новонежино, Лукяновка, Анисимовка) и южное (Царевка и далее через земли ЗАТО Большой Камень на поселение Подъяпольское). Населенные пункты по каждому направлению традиционно располагались вдоль транспортных артерий, которые в свою очередь проходили по долинам рек.

Территория Шкотовского муниципального района объединяет семь муниципальных образований, которые включают в себя 21 городское и сельское поселение. Распределение населения по населенным пунктам крайне неравномерно (рис. 2, 3, 4). Так, 74% населения проживает в пяти крупнейших поселениях, три четверти из которых живут в трех поселках центрального ядра поселения. Численность жителей семи поселений не достигает 100 человек, и очевидно, что их воспроизводственный потенциал находится под угрозой. Для того чтобы сохраниться, таким поселениям необходима внешняя миграционная подпитка. В противном случае эти села рискуют быстро растерять население и в лучшем случае перейти в разряд дачных поселков. К группе риска могут быть отнесены и поселения с численностью населения до 500 человек, которых на территории района четыре (рис. 1). Система расселения Шкотовского района из-за наличия большого количества малонаселенных и удаленных друг от друга сел создает серьезные проблемы с обеспечением предоставления всего набора муниципальных услуг и развития сфер жизнедеятельности для комфортного проживания населения. Это порождает дифференциацию в уровне и качестве жизни на территории района.

 

Рис. 1. Распределение поселений по численности проживающего в них населения

Рис. 2. Площадь поселений в расчете на душу населения

Рис. 3. Распределение площади района между поселениями

Рис. 4. Распределение численности населения между поселениями

 

Выводы (SWOT)

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫСЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Близость к основным экономическим центрам Приморского края.

Транзитный характер территории.

Рассредоточенность населения по малонаселенным поселкам.

Разрыв территории.

ВОЗМОЖНОСТИУГРОЗЫ

Активизация роли района во Владивостокской агломерации.

Повышение эффективности использования существующей транспортной сети.

Строительство новых транспортных артерий:

- участок автодороги Владивосток – Находка,

- участок нефтяной трубопроводной система Восточная Сибирь – Тихий океан,

- участок магистрального газопровода Сахалин – Хабаровск – Владивосток.

Потеря населения рядом поселков района и превращение их в зоны социального бедствия.