Муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе» на 2012-2014 годы

Версия для печати

УВЕРЖДЕНА
постановлением администрации
Шкотовского муниципального района
от 22.02.2012г. №207-нпа

 

 

Муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе» на 2012-2014 годы

 

Паспорт муниципальной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе» на 2012-2014 годы

 

Наименование ПрограммыМуниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе» на 2012-2014 годы (далее – Программа)
Основание для разработки программыФедеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», постановление Администрации Приморского края от 24 сентября 2010 года №328-па «О краевой долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы»
Заказчик ПрограммыАдминистрация Шкотовского муниципального района
Разработчик ПрограммыУправление экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района
Цели и задачи ПрограммыЦели:
- создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение его роли в социально-экономическом развитии Шкотовского муниципального района;
- содействие развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах;
- расширение способов доступа начинающим предпринимателям к финансовым ресурсам.
Задачи:
- реализация политики администрации Шкотовского муниципального района, направленной на стабильное развитие малого и среднего предпринимательства Шкотовского муниципального района (далее – района;
- совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности;
- расширение способов доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;
- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
- совершенствование подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;
- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;
- развитие деловой активности населения Шкотовского муниципального района за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности
Сроки и этапы реализации ПрограммыПрограмма реализуется в 2012-2014 годах в один этап
Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года)Мероприятия Программы реализуется за счет средств федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета Шкотовского муниципального района и внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы из бюджета Шкотовского муниципального района на 2012-2014 годы составит 1 500,0 тыс. рублей, в том числе:
2012 год – 500,0 тыс. рублей;
2013 год – 500,0 тыс. рублей;
2014 год – 500,0 тыс. рублей.
Размер финансирования Программы из бюджета Шкотовского муниципального района может изменяться (как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения) в течение каждого года.
Организация управления и система контроля за исполнением ПрограммыКонтроль за реализацией Программы осуществляет Заказчик Программы. Текущее управление и контроль за реализацией мероприятий Программы осуществляет управление экономики и инвестиций администрации Шкотовского муниципального района
Целевые индикаторы- доля малых предприятий в общем числе хозяйствующих субъектов;
- доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций;
- количество малых и средних предприятий в расчете
на 10 тыс. человек населения Шкотовского муниципального района;
- доли оборота малых предприятий в объеме оборота полного круга предприятий.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективностиРеализация мероприятий Программы позволит к концу 2014 года обеспечить благоприятные условия для развития малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе, что приведет к увеличению:
- доли предприятий малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов района до 86,0 %;
- доли оборота малых предприятий в объеме оборота полного круга предприятий до 63,0 %;
- численность работников малых и средних предприятий в общей численности занятых в экономике до 26,5 процентов;
- количества малых и средних предприятий в расчете
на 10 тыс. человек населения Шкотовского муниципального района до 234 единиц.

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

В настоящее время малое и среднее предпринимательство, являясь одной из самых эффективных форм организации производственной и непроизводственной деятельности, оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие района по следующим направлениям: производство продукции, оказание услуг (бытовых и жилищно-коммунальных), насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами местного производства, решение проблем повышения уровня жизни и вопросов занятости населения, увеличение налоговых платежей в бюджетную систему. В связи с этим дальнейшее развитие малого и среднего предпринимательства как рыночного института, обеспечивающего формирование конкурентной среды, самозанятость населения и стабильность налоговых поступлений, рассматривается администрацией района как одна из приоритетных стратегических задач.

Анализ проблем и потребностей предпринимателей района, обозначенных на неоднократных встречах главы района с районными предпринимателями, определил необходимость выстраивания системы поддержки малого и среднего предпринимательства района более эффективным образом. Обсуждение вопросов взаимоотношений власти и бизнеса послужило толчком к разработке настоящей Программы.

Основная цель Программы – обеспечение оптимальных условий для устойчивого развития малого и среднего предпринимательства в районе, формирование более результативных форм его поддержки. Для достижения поставленных целей должен быть решен ряд задач посредством выполнения разработанных мероприятий Программы.

1.1 Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства.

Активизация действий администрации района в части поддержки малого и среднего предпринимательства является в настоящее время весьма актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может оказать негативное влияние на дальнейшее развитие малого бизнеса.

Число малых предприятий – один из основных индикаторов качества экономической среды. В Шкотовском муниципальном районе по состоянию на 01.10.2011 г. зарегистрировано 565 субъектов малого предпринимательства, что составляет 85,3 % от всех зарегистрированных предприятий, в том числе: малые предприятия – 157, индивидуальные предприниматели – 408.

Важным показателем развития предпринимательства является показатель «плотности» малых предприятий в расчете на 10 тысяч человек населения. В районе этот показатель составляет 231 (в среднем по Приморскому краю – 133).

Доля работающих в малом бизнесе составляет 25,4 % от общей численности занятых на предприятиях и организациях района.

Доля произведенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг предприятиями малого бизнеса составляет 61,0 % от оборота полного круга предприятий.

Сложившаяся на сегодняшний день отраслевая структура малого и среднего предпринимательства свидетельствует, что непроизводственная сфера остается более комфортной для развития малого бизнеса района: 54,9 % всех малых предприятий относятся к торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию населения, 2,7% – к строительству, 6,5 % – к обрабатывающим производствам, 1,8 % – к рыболовству, 6,2 % – к сфере транспорта и связи, 14,5 % – к сельскому хозяйству, охоте и в лесному хозяйству, 13,4 % – к прочим.

Основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего предпринимательства в районе, по оценкам самих предпринимателей, характеризуются следующим образом:

- отсутствие стабильной нормативной правовой базы;

- нехватка собственных оборотных средств;

- высокая стоимость финансово-кредитных ресурсов;

- административные барьеры федеральных структур;

- усиливающаяся конкуренция со стороны крупных компаний;

- сложность в подборе необходимых кадров.

Для стабилизации положения и дальнейшего развития малого и среднего предпринимательства на территории района, прежде всего, необходимо продолжить совершенствование и развитие системы правового обеспечения малого и среднего предпринимательства.

Одной из проблем является отсутствие достоверной информации о состоянии малого бизнеса района: значительные расхождения в отчетностях налоговой и статистической служб о динамике развития малого бизнеса не позволяют оценить реальный потенциал малого бизнеса на территории района. Сбор статистической отчетности, связанной с деятельностью малых предприятий, осуществляется в режиме выборочных квартальных обследований, а по индивидуальным предпринимателям – практически не ведется. Отсутствие достоверных статистических показателей субъектов малого и среднего предпринимательства, как в части результатов хозяйственной деятельности, так и по состоянию расчетов с бюджетом, негативно отражается на проведении аналитической работы и планировании, выстраивании эффективной экономической политики.

Особенностью положения субъектов малого и среднего предпринимательства в районе и в целом по Российской Федерации является чрезмерно высокий уровень административных барьеров и ограничений, установленных федеральными структурами. В частности, распространенная практика навязывания малым предприятиям государственными и контролирующими органами услуг коммерческих фирм, связанных с исполнением функций данных органов. В целях развития и поддержки предпринимательства, в рамках работы по преодолению административных барьеров при оформлении документов предпринимателями, ускорения и упорядочения процедуры решения комплекса вопросов в отношении муниципального имущества, земельного регулирования и осуществления градостроительной деятельности, администрацией района приняты определенные меры.

Помимо административных барьеров развитие малого и среднего предпринимательства сдерживается рыночными барьерами. Ограниченный доступ малых предприятий к финансовым ресурсам – один из таких барьеров. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования сложилась следующим образом: основная доля инвестиций приходится на собственные средства предприятий – 76 %, на привлеченные средства – 24 %. Доля кредитов банков в привлеченных средствах в целом по району составляет 31 %.

Основные причины, препятствующие увеличению объема кредитования малого и среднего предпринимательства: высокие риски, отсутствие надежного заемщика, недостаток у малых предприятий ликвидного обеспечения, высокая стоимость кредитов для малых предприятий.

Одной из проблем является также доступ к недвижимому имуществу. Учитывая это, ряд мероприятий Программы направлен на то, чтобы процесс приватизации муниципального имущества был прозрачен и доступен для предпринимателей.

В условиях рыночной экономики значительно обострились проблемы, связанные с подготовкой кадров для предпринимательства. Задача администрации района состоит не только в том, чтобы создать максимальное количество налогоплательщиков, а и в преодолении негативных тенденций. Дело в том, что малый бизнес сузил свою образовательную деятельность, «зациклился» на поддержке уже существующих малых предприятий, будучи мотивирован получением разного рода преференций. Важным элементом развития потенциала деловой активности бизнеса является молодежь с ее идеями и инициативой. Однако незначительный социальный опыт, слабые практические навыки применения экономических законов и механизмов создают трудности молодежи для правильного выбора и включения их в цивилизованный мир рыночных отношений. Возникает противоречие: бизнесу нужны специалисты-практики, а из ВУЗов выходят специалисты-теоретики с небольшим практическим опытом. Обучение бизнесу должно вестись со старших классов средней школы. Сегодня в школах обучают основам экономики, но не дают основ предпринимательства.

Таким образом, одной из задач администрации района на сегодняшний день является содействие развитию молодежного предпринимательства. Одновременно поддерживая молодежное предпринимательство, администрация района может помочь в решении серьезной проблемы для Дальневосточного региона – отток, особенно молодежи, в западные регионы России.

К одной из проблем можно отнести также поднятие престижа предпринимательской деятельности. Согласно мероприятиям Программы муниципалитет станет более активно влиять на формирование благоприятного отношения в обществе к предпринимателям.

2. Цели и задачи Программы

2.1. Целями Программы являются:

- создание благоприятных условий для устойчивого функционирования и развития субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение их роли в социально-экономическом развитии Шкотовского муниципального района;

- содействие развитию малого бизнеса в производственной и инновационной сферах:

- расширение способов доступа начинающим предпринимателям к финансовым ресурсам.

2.2. Задачи Программы:

- реализация политики администрации района, направленной на стабильное развитие малого и среднего предпринимательства Шкотовского муниципального района;

- совершенствование нормативной правовой базы и правового обеспечения предпринимательской деятельности;

- расширение способов доступа субъектам малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам;

- развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

- совершенствование подготовки кадров для субъектов малого и среднего предпринимательства;

- вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность;

- развитие деловой активности населения района за счет повышения интереса к предпринимательской деятельности.

3. Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в 2012-2014 годах в один этап в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации, законодательства Приморского края и с учетом положений, установленных настоящей Программой.

4. Перечень мероприятий Программы

4.1. Перечень основных мероприятий Программы с указанием объемов и источников финансирования представлен в приложении №1 к настоящей Программе.

Программа предусматривает реализацию нижеследующих мероприятий, осуществляемых за счет средств федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета Шкотовского муниципального района, внебюджетных источников:

4.1. 1. Финансовая поддержка организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и формирующим благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставляемая в форме субсидий, с целью:

- возмещения части затрат, связанных с оказанием услуг по обеспечению условий для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, их поддержке и развитию;

- возмещения части затрат, связанных с проведением мероприятий (планируемых (фактически проведенных) по повышению эффективности и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе производящих инновационные товары (работы, услуги) и (или) внедряющих технологические инновации.

4.1. 2. Финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, предоставляемая в форме субсидий, с целью:

- возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным не ранее 01 января 2009 года на срок не более трех лет в российских кредитных организациях субъектами малого и среднего предпринимательства;

- возмещения части затрат на приобретение основных фондов и нематериальных активов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства;

- возмещения части затрат, связанных с оплатой услуг по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта товаров (работ, услуг), в том числе по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

- возмещения части затрат субъектов малого предпринимательства, связанных с участием в выставочно-ярмарочных мероприятиях в Российской Федерации и (или) за рубежом;

- возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства по оплате услуг по разработке средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции (работ, услуг), в том числе фирменного наименования, товарного знака, созданию промышленного образца для товаров (работ, услуг), предназначенных для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта;

- возмещения части затрат (планируемых и фактически проведенных), связанных с регистрацией юридического лица или индивидуального предпринимателя, началом предпринимательской деятельности, выплатами по передаче прав на франшизу (паушальный взнос), в виде грантов субъектам малого и среднего предпринимательства;

- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным не ранее 01 января 2007 года на срок не более пяти лет;

- возмещение части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с производством инновационных товаров (работ, услуг) и (или) внедрением технологических инноваций;

- возмещения части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с проведением на предприятиях энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов), программ по реализации энергосбережения, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и к источникам электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), а также объектов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и сельхозпроизводителей.

4.1. 3. Информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства:

- осуществление информационной поддержки;

- организация и проведение круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

4.1. 4. Предоставление льгот субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта:

- предоставление льгот по арендной плате за муниципальное имущество в виде освобождения от арендной платы на определенный срок, отсрочки, либо уменьшения арендной платы за муниципальное имущество;

- предоставление (на основании муниципальных правовых актов поселений, входящих в состав Шкотовского муниципального района) льготного налогообложения для субъектов малого и среднего предпринимательства по земельному налогу.

5. Механизм реализации Программы

5.1. Финансовая поддержка организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и формирующих благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, предусмотренная в разделе 4 настоящей Программы, осуществляется в форме субсидий, предоставляемых в порядке согласно приложению №2 к настоящей Программе.

5.2. Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для внутреннего рынка Российской Федерации и (или) экспорта, предусмотренная в разделе 4 настоящей Программы, осуществляется в форме субсидий, предоставляемых в порядке согласно приложению №3 к настоящей Программе.

5.3. Информационно-консультационная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется в виде:

- обеспечения функционирования страницы «Предпринимательство» на официальном сайте администрации Шкотовского муниципального района в сети «Интернет»;

- организации и проведению круглых столов, семинаров, конференций по проблемам предпринимательства.

6. Ресурсное обеспечение Программы

Мероприятия Программы реализуются за счет средств федерального бюджета, бюджета Приморского края, бюджета Шкотовского муниципального района, внебюджетных источников. Общий объем финансирования Программы на 2012-2014 годы составит 1 500,0 тыс. рублей, в том числе 2012 год – 500,0 тыс. рублей; 2013 год – 500,0 тыс. рублей; 2014 год – 500,0 тыс. рублей.

Объем расходов на осуществление мероприятий Программы из бюджета Шкотовского муниципального района может ежегодно уточняться на основе анализа полученных результатов и исходя из утвержденных бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на очередной финансовый год.

В случае признания Шкотовского муниципального района получателем субсидий в рамках поддержки муниципальных программ развития малого и среднего предпринимательства за счет средств федерального бюджета и бюджета Приморского края, указанные средства предусматриваются как источник финансирования Программы.

7. Управление реализацией Программы и контроль за ходом её исполнения

Координатором Программы является управление экономики и инвестиций администрации района. Управление Программой предусматривает совокупность скоординированных действий, призванных обеспечить реализацию Программы, контроль и анализ ее выполнения, корректировку Программы в случае необходимости, анализ и оценку конечных результатов реализации Программы.

Механизм реализации Программы основан на координации деятельности структурных подразделений администрации района и соисполнителей Программы, задействованных в ее исполнении. Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями Программы в соответствии с приложением 1.

Управление экономики и инвестиций администрации района осуществляет текущее управление и контроль за исполнением мероприятий Программы.

Ежегодно ход выполнения Программы обсуждается на заседаниях Координационного Совета по развитию малого и среднего предпринимательства Шкотовского муниципального района.

На основании мониторинга развития предпринимательской среды и оценки эффективности реализации Программы управление экономики и инвестиций администрации района уточняет ежегодные планы реализации мероприятий Программы.

8. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2014 года:

8.1. Увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства

8.2. Увеличить численность работников, занятых на постоянной основе в малом и среднем предпринимательстве.

8.3. Увеличить вклад субъектов малого и среднего предпринимательства в валовом объеме продукции (работ, услуг), произведенном в районе.

8.4. Оптимизировать отраслевую структуру малого и среднего предпринимательства, увеличить количество субъектов малого и среднего предпринимательства, занятых в сфере производства.

8.5. Увеличить капитализацию субъектов малого и среднего предпринимательства за счет постепенной приватизации муниципального имущества, находящегося в собственности района.

8.6. Обеспечить товарный рынок района конкурентоспособной продукцией и услугами местного производства.

8.7. Обеспечить благоприятный климат для предпринимательской деятельности, активное включение предпринимательских структур в решение проблем социально-экономического развития района.

9. Оценка эффективности реализации Программы

Реализация мероприятий Программы позволит к концу 2014 года обеспечить благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе, что приведет к увеличению:

- доли предприятий малого бизнеса в общем числе хозяйствующих субъектов района до 86 %;

- доли оборота малых предприятий в объеме оборота полного круга предприятий до 63 %;

- численность работников малых и средних предприятий в общей численности занятых в экономике до 26,5 процентов;

- количества малых и средних предприятий в расчете на 10 тыс. человек населения Шкотовского муниципального района до 234 единиц.

Плановые значения целевых индикаторов:

Наименование показателяЕдиница измеренияПлановые значения целевых индикаторов
2012 год2013 год2014 год
Доля продукции, произведенной малыми предприятиями в общем объеме валового регионального продукта%61,062,063,0
Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех организаций%25,426,026,5
Количество малых и средних предприятий в расчете на 10 тыс. человек населения Шкотовского муниципального районаединиц232233234