Муниципальная программа "Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района"

Версия для печати

 

Паспорт программы

Наименование долгосрочной целевой программы"Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района" (далее – Программа)
Основание для разработки ПрограммыРаспоряжение правительства РФ от 02.02.2010 года №102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы». Федеральный закон от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Федеральный закон от 30.12.2004 года «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса», Приказ Министерства экономического развития от 06 мая 2011г.№204 «О разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований». Поручение Президента РФ от 17 марта 2011 года №ПР-701 Постановление Администрации Приморского края от 26.02.2008 г. №46-па «Об утверждении порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации в Приморском крае и порядка оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ».
Дата принятия решения об утверждении программыПостановление администрации Шкотовского муниципального района Приморского края от 10.10.2011 г. №1331 «Об утверждении комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района»
Муниципальный ЗаказчикАдминистрация Шкотовского муниципального района
Координатор программыАдминистрация Шкотовского муниципального района
Исполнители программы и программных мероприятий- Администрация Смоляниновского городского поселения, – Администрация Шкотовского городского поселения, – Администрация Романовского сельского поселения, – Администрация Подъяпольского сельского поселения, – Администрация Новонежинского сельского поселения, – Администрация Центральненского сельского поселения, – Администрация Штыковского сельского поселения, – Муниципальное казённое учреждение «Управление образованием» Шкотовского муниципального района, – Муниципальное казенное учреждение «Кольтурно-информационный методический центр», – Организации коммунального комплекса, осуществляющие обеспечение коммунальных услуг потребителям городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района.
Цели долгосрочной муниципальной программыЦель Программы – стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, потребителями энергетических ресурсов, улучшение надёжности и обеспечение надлежащего качества, доступности поставляемых энергетических ресурсов для потребителей, внедрение экологически чистых производственных технологий, сокращение вредных выбросов в атмосферу, развитие конкуренции в сфере производства и предоставления энергоресурсов и снижение зависимости от единого поставщика энергоресурсов, модернизация объектов жизнеобеспечения и увеличение их мощности.
Задачи долгосрочной муниципальной ПрограммыЗадачи Программы: повышение эффективности производства тепловой и электрической энергии, снижение потерь при выработке и транспортировке энергоресурсов; повышение эффективности энергопотребления путем внедрения современных энергосберегающих технологий; замена изношенного, морально и физически устаревшего оборудования и инженерных коммуникаций; снижение затратной части на оплату потребленных энергоресурсов; развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования; организация и проведение мероприятий по выявлению безхозяйных сетей коммунального хозяйства.
Перечень основных мероприятий ПрограммыОрганизационные мероприятия: 1.Проектирование строительства, организация капитального ремонта и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры (теплоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение и утилизация ТБО). 3.Информационное обеспечение государственной политики в области повышения энергетической эффективности и энергосбережения с целью сбора, классификации, учета, контроля и распространения информации в данной сфере. Технические и технологические мероприятия: 1.Установка общедомовых приборов учета ресурсов в многоквартирных домах, на объектах жизнеобеспечения и прочих потребителей. 2.Строительство, капитальный ремонт и модернизация очистных сооружений. 4. Модернизация котельного оборудования с использованием энергоэффективного оборудования. 5.3амена и модернизация сетей коммунального хозяйства.
Сроки и этапы реализации программы2011 -2021 годы.
Важнейшие целевые индикаторы и показателиВ состав раздела 8 программного документа включены следующие показатели "Целевые показатели развития коммунальной инфраструктуры" (приложение 10): – критерии доступности для населения коммунальных услуг; – показатели спроса на коммунальные ресурсы и перспективной нагрузки (по каждому виду коммунального ресурса); – величины новых нагрузок (по каждому виду коммунального ресурса), присоединяемых в перспективе; – показатели качества поставляемого коммунального ресурса; – показатели степени охвата потребителей приборами учета (с выделением многоквартирных домов и бюджетных организаций); – показатели надежности по каждой системе ресурсоснабжения; – показатели эффективности производства и транспортировки ресурсов по каждой системе ресурсоснабжения (удельные расходы топлива и энергии, проценты собственных нужд, проценты потерь в сетях); – показатели эффективности потребления каждого вида коммунального ресурса с детализацией по многоквартирным домам и бюджетным организациям (удельные расходы каждого вида ресурса на 1 м 2, на 1 чел); – показатели воздействия на окружающую среду.
Объём и источники финансированияОбщий объём финансирования долгосрочной муниципальной программы составляет 1 317 156,99 тыс. руб (Приложение 1), в том числе: За счёт средств местных бюджетов Шкотовского муниципального района 1 212 246,67 тыс. руб, За счёт внебюджетных средств (средства организаций коммунального комплекса, собственников жилищного фонда и прочих потребителей энергоресурсов) и средств субсидий краевого и федерального бюджета 138 107,33 тыс. руб.
Перечень подпрограммПостановление администрации Смоляниновского городского поселения от 12.10.2011 г. №180 «Об утверждении программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Смоляниновского городского поселения» Постановление администрации Романовского сельского поселения от 06.10.2011 года №109 «Об утверждении комплексной программы развития коммунальной инфраструктуры Романовского сельского поселения». Постановление администрации Центральненского сельского поселения от 04.10.2011г №83 «Об утверждении программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Центральненского сельского поселения» Постановление администрации Подъяпольского сельского поселения от 12.05.2011г №141 «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексное развитие коммунальной инфраструктуры Подъяпольского сельского поселения на 2011-2020 гг». Постановление администрации Штыковского сельского поселения от 10.10.2011 г. №133 «Об утверждении программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Штыковского сельского поселения». Постановление АШГП от 11.10.11г. №182 «Об утверждении программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Шкотовского городского поселения». Постановление администрации Новонежинского сельского поселения от 11.10.2011 г. «Об утверждении программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры Новонежинского сельского поселения»
Ожидаемые конечные результаты реализации программы•Обеспечение надёжности, безопасности, бесперебойности предоставления коммунальных услуг потребителям. Обеспечение нормативных показателей качества коммунальных услуг. Улучшение экологической обстановки на территории населённых пунктов городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района. Выработка электроэнергии на бытовые нужды в объёме, удовлетворяющем растущие потребности населения. Снижение потерь энергоресурсов при передачи их по сетям до потребителей. Экономия топливно-энергетических ресурсов на предприятиях коммунального комплекса: Тепловой энергии – 0,9 тыс. Гкал (3,15 млн. руб), Электрической энергии – 282 тыс. кВт*ч (1,1 млн. руб), Воды – 147,33 тыс. куб. м. (3,83 млн. руб). Оснащение многоквартирного жилого фонда приборами общедомового учёта энергоресурсов в количестве: 213 ед. приборов учёта тепловой энергии, 220 приборов учёта холодной воды, 98 приборов учёта горячего водоснабжения, 307 приборов учёта электроэнергии. Ожидаемыми результатами социально-экономических результатов реализации Программы на территории Шкотовского муниципального района станут: повышение конкурентоспособности экономики района за счет снижения энергоемкости продукции; снижение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений; улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании в результате снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образующихся при сжигании топлива котельных и сброса канализационных стоков на рельеф и водоёмы; повышение информированности населения района в области энергосбережения; сокращение расходов населения на оплату коммунальных услуг.
Организация управления и система контроля за исполнением программыОрганизация управления и мониторинга исполнения программных мероприятий осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований.

 

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами.

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р необходимо добиться:

снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;

достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направлений является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2008 года в целом по Шкотовскому муниципальному району составила 50 процентов.

Основным направлением является строительство, капитальный ремонт и модернизация объектов жизнеобеспечения, развитие системы ресурсо- и энергосбережения.

Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2010 года было отпущено потребителям в соответствии с приборами учета 10% тепловой энергии, 96,2 процента электрической энергии, 20,7 процента газа, 48,7 процента холодной и горячей воды.

Обоснование целесообразности решения проблемы программным методом

Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи Программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;

носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федеральных органов власти;

не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов;

носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере

В настоящее время на территории Шкотовского муниципального района имеет место негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;

неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;

низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Объекты коммунальной инфраструктуры Шкотовского муниципального района, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2011 г. около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, по состоянию на 1 января 2010 г. физический износ основных фондов котельных составил 65 процентов, тепловых сетей 62,8 процента, водонасосных станций – 52,3 процента, требуют немедленной перекладки около 26 процентов теплопроводов, 40% электрических сетей и 50 процентов сетей водоснабжения и канализации.

В результате этого износа расход энергетических ресурсов в коммунальных предприятиях на 25-40 процентов. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 37 процентов, по электроэнергии – 20 процентов, по теплу – до 40 процентов.

В случае инерционного сценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет тарифных источников и средств региональных бюджетов во многом в качестве ответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера. Исходя из этого сценария развития жилищно-коммунального хозяйства:

средний износ производственного оборудования в малых городах и сельских поселениях достигнет 70 процентов;

аварийность в системах коммунальной инфраструктуры возрастет;

около 20 процентов населения района будут пить воду, не отвечающую санитарным требованиям;

зависимость от зарубежного оборудования, технологий, проектных решений в сфере коммунального хозяйства усилится;

потери энергетических ресурсов и воды в процессе их доставки потребителям не снизятся;

экологическое состояние водных объектов, особенно источников питьевого водоснабжения, значительно ухудшится;

техническое перевооружение и реконструкция отрасли не будут обеспечены.

Для решения задачи обеспечения устойчивого и эффективного функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагается осуществление мероприятий в 2 направлениях – в жилищном хозяйстве и коммунальной инфраструктуре.

В коммунальной инфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью предусматривается создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей и минимально необходимой нагрузки на бюджетную систему.

Разработка программы комплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.

Ключевыми инструментами создания перечисленных условий являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов, а также переход к долгосрочным тарифам и заключению концессионных соглашений.

Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой – сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Учитывая высокую степень изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и в ряде случаев необходимость проведения ускоренной модернизации объектов инфраструктуры, предусматривается предоставление средств на софинансирование из федерального и краевого бюджета отдельных проектов модернизации и капитального ремонта коммунальной инфраструктуры.

Сегодняшний существующий вариант решения проблемы предполагает, что на сегодняшний день разработка программы комплексного развития и единой муниципальной базы информационных ресурсов осуществляется за счет местных бюджетов. Такой вариант финансирования малоэффективен, поскольку в настоящий момент в Российской Федерации возможности муниципальных бюджетов в подавляющем большинстве случаев недостаточны для финансирования работ по разработке и реализации программ комплексного развития. Риски при реализации этого варианта связаны с длительностью реализации мероприятий, отсутствием средств для начальных инвестиций, снижением предполагаемого синергического эффекта и в конечном итоге приведут к невыполнению мероприятий Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием такого подхода будет потеря возможности привлечения достаточного объема средств внебюджетных источников на развитие жилищно-коммунального комплекса.

Второй вариант решения проблемы предполагает, что оптимальным способом финансирования расходов на разработку программы комплексного развития, создание единой муниципальной базы информационных ресурсов и подготовку конкурсов на заключение концессионных соглашений является предоставление кредитов на реализацию указанных мероприятий с включением понесенных затрат в стоимость пакета правоустанавливающих документов, выставляемых на конкурс инвестиционных проектов (либо на конкурс на заключение концессионного соглашения), либо софинансирование указанных расходов за счет ассигнований федерального бюджета. Для реализации подобных проектов необходимо разработать типовые механизмы банковского кредитования.

С этой целью целесообразно предусмотреть субсидирование из региональных бюджетов и федерального бюджета расходов городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района на выполнение программных мероприятий. Такие проекты характерны для малых городов и сельских населенных пунктов.

Указанные направления государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на развитие коммунальной инфраструктуры и позволят задействовать внебюджетные источники финансирования. Активизация модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках разработки программ комплексного развития позволит преодолеть критическое отставание технологий в коммунальной отрасли муниципальных образований Шкотовского муниципального района.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является 2-й вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы. При такой комплексной реализации модернизации коммунальной инфраструктуры ускорится процесс предоставления качественных коммунальных услуг в жилищном фонде.

II. Цели и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение потребителей Шкотовского муниципального района всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступной стоимости коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Целями Программы являются обеспечение к 2020 году – снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, достижение финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы, переход потребителями энергоресурсов на оплату коммунальных услуг по показаниям коллективных (общедомовых) и индивидуальных приборов учета (тепловой энергии, холодной и горячей воды, электрической энергии) и повышение энергоэффективности объектов жизнеобеспечения на территории Шкотовского муниципального района, стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, потребителями энергетических ресурсов, улучшение надёжности и обеспечение надлежащего качества, внедрение экологически чистых производственных технологий, сокращение вредных выбросов в атмосферу, развитие конкуренции в сфере производства и предоставления энергоресурсов и снижение зависимости от единого поставщика энергоресурсов, модернизация объектов жизнеобеспечения и увеличение их мощности.

Для реализации целей Программы к 2020 году предполагается решение следующих задач:

достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов;

обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственной программы "Чистая вода", предусмотренной Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 года N 1235-р;

обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

повышение эффективности производства тепловой и электрической энергии, снижение потерь при выработке и транспортировке энергоресурсов;

повышение эффективности энергопотребления путем внедрения современных энергосберегающих технологий;

снижение затратной части на оплату потребленных энергоресурсов;

развитие действующих правовых, финансово-экономических и ценовых механизмов, стимулирующих производителей и потребителей энергоресурсов к внедрению энергосберегающих технологий и оборудования;

повышения качества предоставления коммунальных услуг населению и снижение затрат на их оплату;

повышение эффективности работы источников и сетей электро-, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в том числе с применением современных технологий;

обеспечить 100% учёт отпускаемых и потребляемых энергетических ресурсов;

повышение энергоффективности использования энергоресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий на предприятиях коммунального комплекса и снижения энергоёмкости при производстве энергоресурсов;

снижение затрат при производстве единицы энергетических ресурсов;

обеспечение эенергоресурсами существующих и перспективных потребителей за счёт высвобождении (экономии) ресурсов и использования возобновляемых источников энергии;

замена изношенного, морально и физически устаревшего оборудования и инженерных коммуникаций;

разработка проектно-сметной документации и проведение капитального ремонта и модернизации зданий;

выявление безхозяных коммунальных сетей и разработка нормативных документов, концессионных соглашений по управлению, аренды и их обслуживания.

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, представлены в приложении N 10 к настоящей программе.

III. Основные характеристики коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений.

Коммунальное хозяйство городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района предусматривает обеспечение потребителей коммунальными услугами отопления, горячего водоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения посредством газораспределительных установок.

Тепловое хозяйство на территории района состоит из 27 котельных (4- мазутных, 23-угольных) мощностью 77,13 Гкал/час и общей производительностью 111 115,5 Гкал/год. Большинство котельных в ведено в эксплуатацию в 1963-1976 годах. Средний износ котельных 30-50%. Годовой расход топлива (мазут, уголь) составляет 22 435,48 тут, средняя ежесуточная потребность котельных в топливе в размере 6,88 тонн. Протяжённость тепловых сетей в двухтрубном исчислении составляет 34 398,5 мп. Теплоснабжение осуществляется на 353 объекта потребителей, в том числе: жилищного фонда – 194 жилых дома/9 478 чел, объекты соцкультбыта – 56 зданий здравоохранения, культуры и народного образования, и 99 объектов прочих потребителей (военные части, промышленные, сельскохозяйственные и коммерческие предприятия, бюджетные организации).

Горячее водоснабжение осуществляется только на территории четырёх городских и сельских поселений: в Смоляниновском, Романовском, Штыковском и Новонежинском.

Технические характеристики теплового хозяйства в разрезе городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района представлены в приложении №2.

Водоснабжение потребителей Шкотовского муниципального района в 6 поселениях осуществляется с использованием подземных водонасосных станций, подруслового водозабора и в Штыковском сельском поселении от Артёмовского водохранилища (Приложение №3). Количество потребителей жилищного фонда, обеспеченных услугами централизованного водоснабжения составляет 15 244 чел, объём потребления составляет 4,872 тыс. куб. м. Износ сетей водо-канализационного хозяйства составляет 52%.

Водоотведение: Ежегодный приём сточных канализационных вод составляет 670,2 тыс. куб. м. Общая протяжённость канализационных сетей 41,6 км.

Износ сетей и объектов канализационного хозяйства достигает 90%, и санитарно-техническое состояние сетей во многом определяет качество экологической обстановки территории. Протяжённость ветхих сетей составляет 32,44 км.

Не менее важной проблемой требующей скорого решения является строительство очистных сооружений. Канализационные стоки зачастую сливаются на рельеф или в водоёмы. Решение данных проблем безусловно должны повлиять на улучшение экологической обстановки на территории поселений.

Электросетевое хозяйство включает в себя 119 трансформаторных подстанций и 593 км линий электропередач. На территории Романовского сельского поселения существует населённый пункт (д. Моленный Мыс) в котором отсутствует централизованное обеспечение коммунальных услуг, в том числе электроснабжения, что является существенным препятствием для развития этой территории. Общие показатели электросетевого хозяйства в разрезе МО Шкотовского муниципального района представлены в приложении 4.

Газоснабжение на территории Шкотовского района в основном осуществляется через использование 1 609 индивидуальных газобаллонных установок с годовым потреблением природного газа 8 072,76 куб. м. (приложение №5), и только в Штыковском сельском поселении существуют газораспределительные установки и внутридомовая газораспределительная сеть (приложение №5.1.).

Услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов:

В настоящее время на территории Шкотовского муниципального района отсутствует полигон (объекты) утилизации твёрдых бытовых отходов, зарегистрированный в соответствии с требованием действующего законодательства.

В результате административно-территориального раздела МО, существующий до 1996 года полигон ТБО в районе карьера Малый Иосиф, переведён в административное подчинение ЗАТО г. Большой Камень. В распоряжении Шкотовского муниципального района осталась площадка для временного размещения твёрдых бытовых отходов в районе п. Новонежино, эксплуатация которого была согласована в 1993 году Приморским краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов, как временный полигон утилизации ТБО.

Учитывая острую необходимость строительства полигона, администрация Шкотовского муниципального района в 2007-2008 гг за счёт средств местного бюджета разработала рабочий проект «Полигон ТБО для Шкотовского муниципального района Приморского края» на участки площадью 4,0 га, расположенном в 4,0 км от автотрассы «Владивосток-Находка» и в 0,75 км от автодороги «Романовка-Новонежино». Отделом госэкспертизы выдано положительное заключение №702/07 по проекту строительства полигона ТБО в районе п. Новонежино. Объём потребности в утилизации отходов 15 тыс. куб. м. в год.

Услуги по утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов потребителям Шкотовского муниципального района предоставляет ООО «Коммунальщик-2» на полигоне ТБО ЗАТО г. Большой Камень. Основными потребителями этих услуг являются потребители Закрытого территориального округа г. Большой Камень (более 80%).

IV. Перечень основных программных мероприятий.

Перечень мероприятий Программы сформирован в соответствии с положениями распоряжения правительства Российской Федерации от 02.02.2010 года №102-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы».

Для обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих мероприятий:

повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры;

создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;

минимизация потерь, в том числе коммерческих потерь коммунальных ресурсов за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов;

обеспечение бюджетной поддержки для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в городских и сельских поселениях.

Мероприятия (Приложения 6) сформированы в 2 группы:

1 группа – организационные мероприятия представлены в приложении 7;

2 группа – технические и технологические (приложение 8).

Объем финансирования мероприятий определен в фактических ценах 2010 года.

1. Организационные мероприятия комплексного развития коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района (Приложение 7,8):

- проведение энергетических обследований (энергоаудита) объектов электро-, водо-, теплоснабжения и водоотведения, бюджетных учреждений, жилых домов и других потребителей энергоресурсов в муниципальных образованиях;

- разработка программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований – 47 000 тыс. руб;

- организация мониторинга потребляемых топливно-энергетических ресурсов, энергоэффективности потребителей в пределах муниципальных образований, оценка эффекта от проведения энергосберегающих мероприятий и потенциала энергосбережения.

- Разработка нормативных документов по энергоэффективности и энергосбережению,

- Заключение концессионных соглашений по объектам коммунальной инфраструктуры,

- Организация информационного обеспечения и пропаганда современных энергосберегающих технологий и оборудования.

2. Модернизация объектов коммунального комплекса в размере 1 311 122,92 тыс. руб (Приложение №8), в том числе систем тепло-, водоснабжения и водоотведения, электросетевого хозяйства:

Тепловое хозяйство на общую сумму 233 630,69 тыс. руб по следующим направлениям:

- модернизация и строительство котельных, обновление (модернизация) тепловых сетей (приложение 9),

- перевод мазутных котельных на более дешевое топливо (уголь, газ и т. д.);

- оптимизация работы оборудования котельных и насосных станций с применением автоматизированных систем контроля и управления, частотно-регулируемых электроприводов;

- установка узлов учета и регулирования потребления топливно-энергетических ресурсов;

- проектирование схем теплоснабжения населённых пунктов, разработка проектно-сметной документации, проведение капитального ремонта и модернизации зданий. Разработка проектно-сметной документации осуществляется собственником имущества, обслуживающими организациями.

Водоснабжение и канализация в размере 412 260,36 тыс. руб:

- модернизация и строительство водозаборных сооружений и насосных станций с применением современных энергосберегающих технологий, обновление (модернизация) канализационных и водопроводных сетей с применением современных материалов (пластиковые трубы, трубы с пенополиуретановой или пенополимерной изоляцией и т. д.);

- проектирование схем водоснабжения и водоотведения населённых пунктов, разработка проектно-сметной документации, проведение капитального ремонта и модернизации зданий. Разработка проектно-сметной документации осуществляется собственником имущества, обслуживающими организациями.

Системы электроснабжения – 515 439 тыс. руб, в т. ч. по направлениям:

модернизация и строительство объектов электросетевого хозяйства – 394 647,09 тыс. руб;

замена приборов учёта электрической энергии – 3 540 тыс. руб;

проектирование систем электросетевого хозяйства населённых пунктов – 65 461,72 тыс. руб.

Поадресный перечень необходимых работ и мероприятий в разрезе городских и сельских поселений представлен в приложении 5 настоящей программы.

В соответствии с п. 5.3 Программы Приморского края по переходу на отпуск коммунальных ресурсов потребителям в соответствии с показаниями коллективных (общедомовых) приборов учета на 2009-2011 годы, утвержденной Постановлением администрации Приморского края от 22.06.2009 №152-па, предусмотрено выделение субсидий бюджетам муниципальных образований, имеющим потребность в установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах.

Субсидии предоставляются при условии принятия муниципальной программы, предусматривающей мероприятия по установке коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов в многоквартирных домах, расположенных на территории муниципального образования Приморского края, и муниципального правового акта, предусматривающего средства на исполнение указанных расходных обязательств в размере не менее 10%.

3. Мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов, организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества (Приложение 7).

Главной целью выявления бесхозяйных объектов является вовлечение неиспользуемых объектов недвижимого имущества в свободный гражданский оборот.

Выявление бесхозяйных объектов осуществляется при проведении инвентаризации имущества, при проведении проверок использования организациями территорий поселений, при проведении ремонтных работ на объектах инженерной инфраструктуры или иными способами. Бесхозяйные объекты недвижимого имущества могут быть выявлены на основании обращения на имя главы администрации района организаций любой формы собственности.

В соответствии с п. 7 постановления Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 №580 «Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества» подтверждением бесхозяйности объектов недвижимого имущества является:

- справка бюро технической инвентаризации о том, что балансодержатель и собственник объекта не определены;

- справка Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, что объект не является федеральной, региональной или муниципальной собственностью;

- заявление собственника об отказе от права собственности на объект недвижимого имущества, в случае если собственник отказывается от права собственности на объект недвижимого имущества.

В случае подтверждения факта выявления бесхозяйной недвижимой вещи Глава района принимает решение о признании недвижимой вещи бесхозяйной. Решение Главы района о признании вещи бесхозяйной оформляется постановлением Главы района.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселений;

Лицо, владеющее энергопринимающим устройством (энергетической установкой), либо лицо, назначенное уполномоченным органом местного самоуправления для управления бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства до перехода к нему права собственности на указанные объекты в установленном законодательством РФ порядке, отвечает за надежность обеспечения таких потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ эксплуатационной ответственности, определенных в соответствующем договоре. В случае, если границы эксплуатационной ответственности не определены, указанные лица отвечают за надежность снабжения потребителей электрической энергией и ее качество в пределах своих границ балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства.

На основании вышеизложенного администрация муниципального образования, как орган муниципальной власти, на котором лежит обязанность по решению вопросов организации в границах района электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, обязана решать вопрос о техническом обслуживании бесхозяйных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов. При этом, органу местного самоуправления достаточно подать заявление о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, назначить (уполномочить) лицо, ответственное за бесхозяйные объекты, и заключить с ним договор на техническое обслуживание таких объектов, определив в договоре границы эксплуатационной ответственности.

Мероприятия по выявлению бесхозных объектов инженерной инфраструктуры – 4 532,57 тыс. руб, представлены в Приложении 7 и включают в себя:

Проведение землеотвода;

Паспортизация объектов (БТИ);

Регистрация объектов в Федеральном Государственном Реестре недвижимости;

Проведение конкурсов, аукционов и/или торгов на передачу права собственности частным инвесторам.

III. Сроки реализации Программы

Разработанная и утверждённая Правительством РФ концепция социально-экономического развития территорий предполагает долгосрочный период до 2020 года. Данная программа предусматривает реализацию первоочередных мероприятий в период с 2011 по 2015 год и включает в себя:

Выявление и регистрация бесхозяйных коммунальных сетей, проведение капитального ремонта и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры с учётом результатов энергоаудита;

установка приборов учета энергоресурсов;

проектирование схем электро-, тепло-, газоснабжения, водоснабжения и канализации населённых пунктов.

VI. Механизм реализации программы. Система управления реализацией Программы.

В целях реализации настоящей Программы органы исполнительной власти муниципальных образований Шкотовского муниципального района Приморского края исполняют и корректируют соответствующие программы.

Главным ответственным лицом за контроль и реализацию программных мероприятий являются администрации городских и сельских поселений, руководители муниципальных учреждений Шкотовского муниципального района.

Текущее управление реализацией Программы осуществляют ответственные исполнители. Ответственные лица (организации, учреждения и образования), контролируют выполнение программных мероприятий, эффективное использование средств, направляемых на реализацию Программы, осуществляют управление ее исполнителями, готовят ежеквартальные и ежегодные отчеты о реализации Программы, своевременно осуществляют оценку достигнутых целей и эффективности реализации Программы.

Мониторинг исполнения программных мероприятий осуществляет управление жизнеобеспечения администрации Шкотовского муниципального района.

Целью мониторинга исполнения Программы является анализ выполнения программных мероприятий комплексного развития коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района, а также достижение заданного уровня экономии энергетических ресурсов и контроль за расходованием бюджетных средств.

Мониторинг Программы включает следующие этапы:

1. Ежегодный сбор и анализ информации о значениях целевых показателей, установленных Программой.

2. Анализ данных о ходе реализации мероприятий Программы.

3. Ежегодная корректировка планируемых значений целевых показателей с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы и изменения социально-экономической ситуации.

4. Корректировка мероприятий Программы.

Мониторинг Программы предусматривает сопоставление и сравнение значений показателей во временном аспекте.

Анализ проводится путем сопоставления показателей за отчетный период с аналогичным показателем за предыдущий (базовый) период.

По ежегодным результатам мониторинга осуществляется своевременная корректировка Программы. Решение о корректировке Программы принимается уполномоченным органом муниципального образования по итогам ежегодного рассмотрения отчета о ходе реализации Программы или по представлению Главы.

Организационные задачи

Администрация МО формирует политику и проводит итоговый контроль за осуществлением на территории района мероприятий предусмотренных муниципальными программами комплексного развития коммунальной инфраструктуры поселений.

Администрация МО взаимодействует с муниципальными комитетами и Думой района в целях выработки решений, разработки и принятия законодательных актов, необходимых для проведения государственной политики в районе в области развития и ремонта коммунальной инфраструктуры, энергосбережения и повышения энергетической эффективности территорий.

Решение финансовых задач – привлечение бюджетных, кредитных, инвестиционных и финансовых источников для реализации на территории МО проектов в области строительства, ремонта и модернизации, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, оценка внедрения инвестиционных проектов.

Привлечение средств федерального и краевого бюджетов, кредитных организаций, инвестиционных фондов и иных организаций, оценка внедрения инвестиционных проектов являются основой устойчивого финансирования программных мероприятий в муниципальных образованиях.

Основными мероприятиями по реализации финансовых задач энергосбережения и повышения энергетической эффективности являются:

- участие городских и сельских муниципальных образований Шкотовского муниципального района в установленном законодательством порядке в реализации федеральных и краевых целевых программ и проектов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса, иных федеральных и краевых целевых программах;

- содействие в установленном законодательством порядке получению производителями и потребителями энергетических ресурсов субсидий из федерального, краевого и муниципального бюджетов на реализацию мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;

- формирование благоприятного инвестиционного климата, при котором развитие коммунальной инфраструктуры, энергосбережение и повышение энергетической эффективности является интегральной частью законодательства об инвестиционной деятельности;

- развитие организационных форм инновационной деятельности в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

- оценка внедрения инвестиционных проектов, отбор наиболее привлекательных объектов для инвестиций, направленных на достижение максимального энергосберегающего, экономического и экологического эффекта при минимальных капиталовложениях.

Решение технических задач, в том числе проведение энергетических обследований объектов, расположенных на территории городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района, и последующая их энергетическая паспортизация, создание банка данных энергосберегающего оборудования и технологий, внедрение показателей энергетической эффективности, осуществление научно-исследовательской и инновационной деятельности.

VII. Ресурсное обеспечение Программы.

Общий объем финансирования мероприятий Программы на 2011 – 2015 годы составляет 1 317 156,99 млн. руб. (Приложение 1), в том числе:

2011 год – 30 млн. рублей;

2012 год – 100 млн. рублей;

2013 год – 263,8127 млн. рублей;

2014 год – 307,7814 млн. рублей;

2015-2020 годы – 615,5629 млн. рублей;

Ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы корректируются по результатам проведенных конкурсов. Объемы финансирования Программы носят прогнозный характер, не равномерны по годам и подлежат уточнению в установленном порядке при формировании и утверждении проектов местного бюджета городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района на соответствующий финансовый год.

Условия получения субсидий и финансирования программных мероприятий из федерального бюджета, органов исполнительной власти Приморского края и государственных учреждений Приморского края устанавливаются законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Приморского края. Распределение субсидий между бюджетами муниципальных образований утверждается нормативным правовым актом Администрации Приморского края.

К реализации мероприятий могут привлекаться средства краевого и федерального бюджетов в рамках финансирования краевых и федеральных программ по энергосбережению и энергоэффективности и прочие инвестиции.

VIII. Оценка эффективности реализации Программы.

Перечень целевых показателей программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района сформирован в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры МО, утверждённых приказом Министерства регионального развития РФ от 06.05.2011 г. №204 и Концепции федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на 2010-2020 годы».

Планируемые и фактически достигнутые в ходе реализации Программы значения целевых показателей рассчитываются для каждого года на протяжении всего срока реализации Программы. Органы местного самоуправления должны ежегодно проводить корректировку планируемых значений целевых показателей с учетом фактически достигнутых результатов реализации Программы, фактического технического состояния объектов коммунальной инфраструктуры и изменения социально-экономической ситуации.

Реализация Программы позволит:

осуществить постепенный переход производителей и потребителей топливно-энергетических ресурсов на энергосберегающий путь функционирования и развития;

снизить уровень энергетической составляющей в себестоимости продукции, выпускаемой товаропроизводителями, повысив ее конкурентоспособность, что в конечном итоге обеспечит подъем уровня жизни населения;

снизить тарифы на энергетические ресурсы для населения;

сократить вредные выбросы в окружающую среду и улучшить экологическую обстановку.

Наиболее обобщенной характеристикой эффективности мероприятий Программы служит величина годового экономического эффекта от внедрения программных мероприятий. Этот эффект рассчитывается по различным методикам в зависимости от вида мероприятия, но при соблюдении единого принципа экономии – разности между затратами, которые несет за расчетный период потребитель/поставщик энергетических ресурсов, если не внедряет мероприятие, и затратами, которые несет потребитель/поставщик энергетических ресурсов после внедрения энергосберегающего мероприятия за тот же период.

Основным целевым показателем (индикатором) по оценке эффективности реализации Программы представлены в приложении №10 к настоящей Программе.

Ожидаемыми результатами социально-экономических результатов реализации Программы на территории Шкотовского муниципального района станут:

• повышение конкурентоспособности экономики района за счет снижения энергоемкости продукции;

• снижение расходов бюджета на обеспечение энергетическими ресурсами муниципальных учреждений;

• полная оснащенность приборами учета энергетических ресурсов;

• снижение объемов потерь энергетических ресурсов при передаче;

• улучшение экологической обстановки в муниципальном образовании в результате снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, образующихся при сжигании топлива котельных;

• повышение информированности населения района в области энергосбережения;

• рациональное использование энергетических ресурсов;

• сокращение расходов населения на оплату коммунальных услуг;

• улучшение качества коммунальных услуг;

• повышение срока эксплуатации внутридомовых сетей тепло-, водо- и электроснабжения и канализации;

• полное и бесперебойное обеспечение предоставляемых коммунальных услуг.

 

 

ПредпросмотрПрикрепленный файлРазмер
Приложение384 кб