Подпрограмма №1 «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Шкотовском муниципальном районе» муниципальной программы «Охрана окружающей среды Шкотовского муниципального района» на 2014-2017 годы

Версия для печати

Приложение 1
к муниципальной программе
Шкотовского муниципального района
«Охрана окружающей среды
Шкотовского муниципального района»
на 2014-2017 годы, утвержденной постановлением администрации
Шкотовского муниципального района
от 04.09.2013 года №1634

 

 

Подпрограмма №1
«Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Шкотовском муниципальном районе» муниципальной программы «Охрана окружающей среды Шкотовского муниципального района» на 2014-2017 годы

 

Паспорт подпрограммы №1

 

Наименование подпрограммы«Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Шкотовском муниципальном районе» на 2014-2017 годы
Цели подпрограммыповышение защищенности окружающей среды от негативного воздействия отходов, их уменьшение и обеспечение экологической безопасности населения Шкотовского муниципального района;
привлечение и эффективное использование в экономике Шкотовского муниципального района частных инвестиций в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, сохранение и восстановление природной среды
Задачи подпрограммы
строительство полигона твердых бытовых отходов;
привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами; внедрение малоотходных технологий на основе новейших научно-технических достижений;
создание поэтапной системы транспортировки отходов;
организация максимально возможной утилизации, вторичного использования отходов;
развитие рынка вторичного сырья и его продукции;
организация экологически безопасной переработки и складирования оставшейся части отходов;
ликвидация несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов и накопленного прошлого экологического ущерба от негативного воздействия отходов производства и потребления.
Сроки и этапы реализации подпрограммысрок реализации подпрограммы – 2014 – 2017 годы в один этап.
Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года)общий объем финансирования подпрограммы в базисных ценах 2001 года составит – 48 585,7 тыс. руб, в том числе:
2014 год – 285,0 тыс. руб;
2015 год – 48 100,7 тыс. руб;
2016 год – 100,0 тыс. руб;
2017 год – 100,0 тыс. руб.

прогнозная оценка привлекаемых на реализацию целей Программы составляет:
- средства федерального бюджета – 8 745,4 тыс. руб.
2014 год – 52,5 тыс. руб;
2015 год – 8658,0 тыс. руб;
2016 год – 17,5 тыс. руб;
2017 год – 17,5 тыс. руб.

- средства краевого бюджета – 37 411,0 тыс. руб.
2014 год – 224,5 тыс. руб;
2015 год – 37036,9 тыс. руб;
2016 год – 74,8 тыс. руб;
2017 год – 74,8 тыс. руб.

- средства местного бюджета – 971,7 тыс. руб.
2014 год – 5,9 тыс. руб;
2015 год – 962,0 тыс. руб;
2016 год – 1,9 тыс. руб;
2017 год – 1,9 тыс. руб.

- средства инвесторов – 1 457,6 тыс. руб.
2014 год – 8,6 тыс. руб;
2015 год – 1443,0 тыс. руб;
2016 год – 3,0 тыс. руб;
2017 год – 3,0 тыс. руб.

Целевые индикаторыобъем инвестиций на мероприятия по развитию безопасного обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами;
доля складируемых на полигоне отходов в общем объеме образовавшихся отходов на территории городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района в процессе производства и потребления.
Ожидаемые конечные результаты реализации подпрограммы и показатели социально-экономической эффективности
Выполнение подпрограммы позволит улучшить инвестиционную деятельность, создать материально-техническую и информационную базу для эффективной деятельности управления отраслью отходов производства и потребления на территории Шкотовского муниципального района, включая создание новых производств, рабочих мест, а также улучшить комфортность проживания населения и экологическую ситуацию в районе.
Предполагается обеспечение потребностей населения, промышленных предприятий в достоверной информации в области обращения с отходами.
В результате решения поставленных на период до 2017 года задач и достижения цели подпрограммы Шкотовский район станет инвестиционно привлекательным, вследствие чего будут реализованы инвестиционные проекты в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами.

 

1. Сферы реализации подпрограммы

Подпрограмма разработана в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Разработка подпрограммы «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Шкотовском муниципальном районе» выполнена в соответствии с муниципальной программой Шкотовского муниципального района «Охрана окружающей среды Шкотовского муниципального района» на 2014-2017 годы.

Подпрограмма «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Шкотовском муниципальном районе» выполнена в целях реализации мероприятий вышеназванной муниципальной программы Шкотовского муниципального района в части организации строительства полигона твердых бытовых отходов на территории Шкотовского муниципального района.

Стратегией социально-экономического развития Шкотовского муниципального района до 2020 года одним из приоритетных направлений повышения экологической устойчивости территории определено развитие экологически безопасной и экономически эффективной системы обращения с отходами производства и потребления.

В настоящее время на территории Шкотовского муниципального района отсутствует полигон по сбору и утилизации твердых бытовых и промышленных отходов. Вывоз твердых бытовых отходов городских и сельских поселений осуществляется на полигоны ЗАТО г. Фокино, г. Большой Камень и Артемовского городского округа. Удаленность используемых полигонов влияет на рост стоимости жилищно-коммунальных услуг, в состав которой входят затраты на вывоз твердых бытовых отходов.

Развитие и совершенствование сферы обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами, в том числе за счет строительства и реконструкции объектов инфраструктуры по сбору и утилизации отходов, является непременным условием устойчивого развития Шкотовского муниципального района и способствует улучшению комфортности проживания населения.

Для решения задач по предотвращению вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду необходимо создание системы привлечения инвестиций, в первую очередь внебюджетных, для создания экономически эффективной и экологически безопасной системы обращения с отходами производства и потребления.

Для этих целей на территории Шкотовского муниципального района необходимо создание централизованного места сбора бытовых отходов на базе полигона твердых бытовых отходов.

К основным проблемам в области обращения с отходами производства и потребления относятся:

отсутствие отвечающего гигиеническим и экологическим требованиям полигона твердых бытовых отходов;

наличие несанкционированных объектов размещения твердых бытовых отходов;

неразвитость инфраструктуры по переработке отходов, использованию отходов в качестве вторичных источников сырья и захоронению отходов на основе их классификации;

отсутствие утвержденных генеральных схем санитарной очистки территорий муниципальных образований Шкотовского муниципального района;

недостаточное финансирование мероприятий в области обращения с отходами производства и потребления;

отсутствие мер государственной поддержки деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

На настоящем этапе наиболее реальным путем решения проблем с утилизацией отходов в Шкотовском муниципальном районе является бюджетное финансирование мероприятий в рамках настоящей подпрограммы.

Особо важным является привлечение инвестиций для развития инфраструктуры по переработке отходов, использованию отходов в качестве вторичных источников сырья и захоронению отходов.

Перечень отходов, являющихся объектами вторичного использования, включает отработанные покрышки, ртутьсодержащие лампы, аккумуляторы свинцовые отработанные, масла отработанные, макулатуру, пластмассу, металл, дерево. Два вида отходов из приведенной выше номенклатуры являются токсичными (не ниже III класса опасности), средний уровень «теневого» использования этих отходов не превышает 40 процентов. Более 60 процентов образующихся отходов этой номенклатуры поступают в окружающую среду и являются мощнейшим фактором ее загрязнения.

Не востребованный в настоящее время потенциал вовлечения в хозяйственный оборот вторичных материальных ресурсов создает предпосылки для разработки и реализации успешных инвестиционных проектов в сфере обращения с отходами. Интерес для потенциальных инвесторов могут представлять инвестиционные проекты как по организации комплексных систем обращения с отходами производства и потребления, включая селективный сбор отходов, так и организация отдельных производств по переработке отходов (пластиковые, стеклянные, древесные, электронные, строительные и другие виды отходы).

2. Цели и задачи подпрограммы

Выбор приоритетов подпрограммы определен «Схемой территориального планирования Шкотовского муниципального района Приморского края» Исходя из стратегических приоритетов, основной целью программы является повышение защищенности окружающей среды от негативного воздействия отходов, их уменьшение и обеспечение экологической безопасности населения Шкотовского муниципального района.

Достижение данной цели подпрограммы будет обеспечиваться решением следующих задач:

• строительство полигона твердых бытовых отходов;

• привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами и внедрения малоотходных технологий на основе новейших научно-технических достижений, для внедрения:

• поэтапной системы транспортировки отходов;

• максимально возможной утилизации и вторичного использования отходов;

• развития рынка вторичного сырья и его продукции;

• экологически безопасной переработки и складирования оставшейся части отходов;

• уменьшения территорий отчуждаемых под захоронение отходов;

• ликвидация несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов и накопленного прошлого экологического ущерба от негативного воздействия отходов производства и потребления.

3. Целевые индикаторы и показатели подпрограммы

Целевыми индикаторами и показателями программы являются:

объем инвестиций в основной капитал на мероприятия по развитию безопасного обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами;

доля складируемых на полигоне отходов в общем объеме образовавшихся отходов на территории городских и сельских поселений Шкотовского муниципального района в процессе производства и потребления.

Сведения о целевых индикаторах и показателях программы представлены в приложении №1 к подпрограмме. В качестве базового года для расчета значений показателей программы определен 2012 год.

4. Описание мероприятий подпрограммы

Мероприятия данной подпрограммы охватывают следующие направления:

1. Перевод лесного участка земель лесного фонда в земли «промышленности и иного специального назначения» для строительства полигона.

2. Определение организации на право заключения договора аренды и содержания полигона твердых бытовых отходов или концессионного соглашения.

3. Строительство полигона твердых бытовых отходов в 2015 году, как мусоросортировочного узла для выделения утильной фракции и складирования отходов и организации их перемещения на мусороперерабатывающие предприятия края.

4. Привлечение частных инвесторов к реализации инвестиционных проектов в сфере обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами и внедрения малоотходных технологий на основе новейших научно-технических достижений, для внедрения:

- поэтапной системы транспортировки отходов;

- максимально возможной утилизации и вторичного использования отходов;

- развития рынка вторичного сырья и его продукции;

- экологически безопасной переработки и складирования оставшейся части отходов;

- уменьшения территорий отчуждаемых под захоронение отходов.

5. Ликвидация несанкционированных свалок промышленных и бытовых отходов и накопленного прошлого экологического ущерба от негативного воздействия отходов производства и потребления.

6. Организация складирования ртутьсодержащих ламп, для дальнейшей передачи их специализированным предприятиям по утилизации ртутьсодержащих ламп.

По итогам реализации подпрограммы к концу 2017 года будут достигнуты следующие ожидаемые результаты:

- в качественном отношении: экологически безопасная и комфортная обстановка в местах проживания населения, снижение заболеваемости населения, вызванной неблагоприятными экологическими условиями, рост продолжительности жизни населения;

- в количественном отношении к 2017 году будут получены следующие результаты:

обеспечение 85 процентов извлечения и переработки высоколиквидных отходов (приложение №1);

- привлечение инвестиций на мероприятия по развитию безопасного обращения с отходами, производства и потребления и использованию утильной части отходов в качестве вторичного сырья.

5. Ресурсное обеспечение подпрограммы

Общий объем финансирования программы в базисных ценах 2001 года составит – 48 585,7 тыс. руб, в том числе:

2014 год – 285,0 тыс. руб;

2015 год – 48 100,7 тыс. руб;

2016 год – 100,0 тыс. руб;

2017 год – 100,0 тыс. руб.

Прогнозная оценка привлекаемых на реализацию целей Программы составляет:

- средства федерального бюджета – 8 745,4 тыс. руб.

2014 год – 52,5 тыс. руб;

2015 год – 8658,0 тыс. руб;

2016 год – 17,5 тыс. руб;

2017 год – 17,5 тыс. руб.

- средства краевого бюджета – 37 411,0 тыс. руб.

2014 год – 224,5 тыс. руб;

2015 год – 37036,9 тыс. руб;

2016 год – 74,8 тыс. руб;

2017 год – 74,8 тыс. руб.

- средства местного бюджета – 971,7 тыс. руб.

2014 год – 5,9 тыс. руб;

2015 год –962,0 тыс. руб;

2016 год –1,9 тыс. руб;

2017 год –1,9 тыс. руб.

- средства инвесторов – 1 457,6 тыс. руб.

2014 год – 8,6 тыс. руб;

2015 год – 1443,0 тыс. руб;

2016 год – 3,0 тыс. руб;

2017 год – 3,0 тыс. руб.

7. Сроки и этапы реализации подпрограммы

Подпрограмма реализуется в 2014 – 2017 годы в один этап, что обеспечит непрерывность выполнения мероприятий подпрограммы по достижению цели и решению задач подпрограммы.