Отчет о деятельности управления имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района за 2014 год

Версия для печати

Основной целью деятельности управления имущественных и земельных отношений администрации Шкотовского муниципального района (далее «Управление») является эффективное использование имущественно – земельного потенциала Шкотовского муниципального района.

Основные направления работы:

• проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

• обеспечение эффективного управления, распоряжения, рационального использования в пределах своей компетенции муниципального имущества;

• контроль соблюдения требований земельного законодательства при использовании земли.

В составе Управления работают три отдела:

- отдел имущественных отношений;

- отдел земельных отношений;

- отдел муниципального земельного контроля.

Муниципальное имущество

В собственности Шкотовского муниципального района находится имущество (здания, строения, сооружения), предназначенное для решения и осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Поступление имущества в казну района осуществляется различными способами, в том числе: в результате передачи высвободившегося военного имущества, получения в дар от юридических лиц, строительства новых объектов.

Так в 2014 году в муниципальную собственность был принят военный детский сад в селе Романовка, который благодаря усилиям администрации района, продолжил работу в прежнем режиме, но уже с гражданским персоналом.

В соответствии с действующим законодательством Управление оформило документы на право муниципальной собственности на высвободившееся военное имущество военного городка №24 в селе Многоудобное (всего 27 зданий с земельным участком площадью 94 га) и организовало работу по его продаже.

В 2014 году проведена работа по кадастровому учету и оформлению в собственность земельных участков площадью 105 га и 16 га, ранее принадлежавших Минобороны в пгт Шкотово. В результате администрация получила возможность удовлетворить все потребности в получении земельных участков для строительства жилья, как многодетными семьями, так и всеми желающими приобрести земли для этих целей.

В то же время необходимо отметить, что во исполнение Федерального закона №423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов РФ» в 2014 году в собственность муниципального образования не было передано ни одного земельного участка, что затрудняет эффективно использовать земельные участки для экономики района.

В прошедшем году ОАО «РЖД» передало в муниципальную собственность здание амбулатории с земельным участком, расположенное в пгт Смоляниново, благодаря чему администрация организовала работы по реконструкции данного здания для размещения детского сада.

Продолжается постоянный учет муниципального имущества путем ведения Реестра объектов муниципальной собственности. Регулярно обеспечивается полный и непрерывный учет муниципального имущества, ведется информационная база данных, содержащая достоверную информацию обо всех объектах муниципальной собственности. На 01.01.2014 г. в реестре зарегистрировано 287 объектов недвижимого имущества, в том числе 85 земельных участков на общую площадь 1 032,66 га, из них 17 участков передано в постоянное (бессрочное) пользование под размещение муниципальных бюджетных дошкольных и общеобразовательных учреждений, 7 участков в аренду.

В настоящее время действует 23 договора аренды объектов муниципальной собственности, из них, заключенных в 2014 году – 7.

За 2014 год было передано в собственность граждан муниципального жилого фонда 122 квартиры, выдано справок об отсутствии приватизированного жилья – 63, дубликатов договоров – 15.

Федеральным законом от 27.05.2014 г. №136-ФЗ разграничены вопросы местного значения. 26 вопросов местного значения переданы на уровень муниципального района. Управлением ведется огромная работа по разграничению объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями и муниципальным районом. Отделом имущественных отношений Управления подготовлены перечни муниципального имущества поселений, подлежащего к передаче в собственность района. По итогам данной работы Управлением подготовлен и направлен на утверждение в Законодательное собрание Проект закона Приморского края.

Муниципальный земельный контроль

За отчетный период 2014 года работа по муниципальному контролю проводилась по следующим направлениям:

- обследование земель сельскохозяйственного назначения на предмет использования их в соответствии с разрешенным назначением и в рамках исполнения пунктов 3 и 4.2 Протокола заседания координационного совещания по обеспечению правопорядка в Приморском крае №16 от 15.07.2013 г;

- проведение плановых проверок соблюдения земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями;

- проведение плановых проверок соблюдения земельного законодательства физическими лицами;

- рассмотрение жалоб и заявлений граждан по спорным вопросам, возникающим при использовании земли.

За отчетный период всего обследовано 130 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 7112 га, расположенных на территориях Центральненского, Штыковского, Романовского сельских и Шкотовского и Соляниновского городских поселений. Материалы по результатам обследования земель были направлены в Управление Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области. В результате данной работы:

- возбуждено 39 дел (в том числе 4 в отношении юридических лиц) по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- вынесено 18 постановлений о наложении штрафа (в том числе 1 постановление о наложении штрафа вынесено в отношении юридического лица на сумму 40 000 рублей);

- вынесено 18 предписаний об устранении допущенных нарушений и установлен срок их исполнения;

- по 5 административным делам вынесены постановления о прекращении дела (в том числе 3 постановления вынесены в отношении юридических лиц);

- по 16 административным делам в настоящее время проводится административное расследование.

В 2014 году проведено 12 плановых проверок юридических лиц (в том числе 9 проверок в отношении юридических лиц, 1 проверка в отношении индивидуального предпринимателя и 2 проверки в отношении крестьянско-фермерских хозяйств).

По результатам плановой проверки в отношении индивидуального предпринимателя были выявлены признаки нарушения земельного законодательства, материалы проверки были направлены в Большекаменский отдел Управления Росреестра. Должностное лицо – индивидуальный предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей, вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства.

За указанный период проведено 29 плановых проверок в отношении физических лиц, использующих земельные участки, из которых по 16 материалам проверок были выявлены признаки нарушений земельного законодательства. Данные материалы были направлены в Большекаменский отдел Управления Росреестра по Приморскому краю для принятия решения о привлечении виновных к административной ответственности. В результате все 16 физических лиц, из которых 15 признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в «использовании земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю», одно физическое лицо было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, выразившегося в «использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, пред
назначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом». Всем нарушителям земельного законодательства назначено административное наказание в виде штрафа на общую сумму 16 000 рублей.

Одним из важнейших направлений деятельности отдела муниципального земельного контроля является также рассмотрение жалоб, обращений и заявлений граждан по вопросам соблюдения требований земельного законодательства. За отчетный период было рассмотрено с выездом на место спора более 20 заявлений граждан, на все обращения граждан даны ответы в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Земельные отношения

Для местного самоуправления полномочия, связанные с земельными отношениями, – очень существенный рычаг для решения вопросов местного значения. Земельные ресурсы муниципального образования должны приносить пользу всем его жителям. Продажа земли, сдача ее в аренду – существенный источник дохода.

В текущем году вся работа отдела земельных отношений Управления была направлена на решение поставленных задач: рациональное использование земельных ресурсов Шкотовского муниципального района и пополнение бюджетов района и поселений за счет поступлений денежных средств от аренды земли и продажи земельных участков.

Оформление земельных участков в аренду, собственность, постоянное (бессрочное) пользование и безвозмездное срочное пользование

В текущем году граждане проявили активность по вопросам оформления земельных участков для целей эксплуатации жилых домов, ведения личного подсобного хозяйства, огородничества и индивидуального жилищного строительства. Причина этому кроется в планомерной совместной работе отдела муниципального земельного контроля, специалистов администраций поселений и государственного земельного инспектора по выявлению земельных участков, используемых гражданами без оформленных в соответствии с действующим законодательством документов.

На 1 декабря 2014 года в Управление поступило 1246 заявлений по вопросам оформления земельных участков, в том числе 667 заявлений – о предоставлении земельных участков в собственность, 579 заявлений – о предоставлении земельных участков в аренду.

Количество земельных участков, предоставленных в 2014 году в собственность бесплатно в рамках Закона Приморского края от 29.12.2003 г. №90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» (льготным категориям граждан), составляет 79 участков.

В отчетном году Управлением были оформлены документы на выделение земельных участков для строительства социально значимых для Шкотовского района объектов: спортивного комплекса в пгт Смоляниново и спортивной площадки в с. Романовка, детских садов в с. Романовка и пгт Смоляниново, школы в пос. Подъяпольское, установки фельдшерско-акушерских пунктов в с. Речица, с. Центральное и с. Многоудобное.

За отчетный период Управлением подготовлены и заключены:

- 362 договора купли-продажи земельных участков;

- 366 договоров аренды земельных участков;

- 13 договоров безвозмездного срочного пользования.

Большая работа Управлением проведена по выявлению неплательщиков арендной платы за земельные участки, переданные в аренду на территории Шкотовского муниципального района. Всем задолжникам были направлены уведомления с напоминанием о необходимости оплаты арендной платы, нашими специалистами совместно с представителями администраций поселений проводились выезды к недобросовестным арендаторам для проведения разъяснительной беседы. 111 арендаторов неплательщиков (65 физических лиц, 19 индивидуальных предпринимателей и 27 юридических лиц) были приглашены на межведомственную комиссию по налоговой и социальной политике при главе администрации Шкотовского муниципального района. Данные действия привели к погашению задолженности по арендной плате и своевременной отплате аренды большинством арендаторов земли.

Сравнительный анализ доходов в бюджет Шкотовского муниципального района от арендной платы и продажи земельных участков за последние три года, млн. рублей

Проведение аукционов

При проведении аукционов по продаже земельных участков либо права на заключение договоров аренды земельных участков орган местного самоуправления за свой счет проводит работы по формированию земельного участка, его оценке и определяет технические условия подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение.

В отчетном году Управлением организовано и проведено 8 аукционов по продаже 64 земельных участков для индивидуального жилищного строительства на общую сумму 3 421 217 рублей.

Также проведены аукционы по продаже:

двух муниципальных земельных участков в пгт Шкотово для использования в производственных целях, продажная цена 5 321 400 рублей;

одного земельного участка в дер. Лукьяновка для сельскохозяйственного использования, продажная цена 313 200 рублей.

С учетом того, что в декабре 2014 года Управлением объявлены еще 2 аукциона по продаже 11 земельных участков для индивидуального жилищного строительства и огородничества, прогнозируемая цена от продажи которых составит не менее 657 200 рублей, к новому году бюджет района еще пополнится денежными средствами.

Также Управлением проведены 2 аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков:

двух участков для строительства базы отдыха;

пяти земельных участков для строительства многоквартирных жилых домов. По итогам аукциона Управлением заключены с ООО «ДВ-Монолит» пять договоров аренды земельных участков на строительство многоквартирных домов, предназначенных для переселения граждан из ветхого, аварийного жилья: два в пгт Шкотово, два в пгт Смоляниново и один в пос. Подъяпольское. Общий размер арендной платы по этим договорам составил 781 989 рублей.

Земля для многодетных, молодых семей и семей, имеющих двух детей

В 2014 году продолжена работа по реализации приоритетного направления в сфере земельных отношений – предоставление на территории Шкотовского муниципального района земельных участков для многодетных семей, молодых семей и семей, имеющих двух детей. В настоящее время это направление находится на контроле у Председателя Правительства Российской Федерации Д. А. Медведева и Губернатора Приморского края В. В. Миклушевского.

В текущем году в рамках исполнения Закона Приморского края от 08.11.2013 г. №837-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае», Управлением были проведены жеребьевки по предоставлению земель. В результате 21 многодетная семья получила участки: по одному в пгт Смоляниново, п. Новонежино, с. Центральное и 18 – в пгт Шкотово.

На 1 декабря 2014 года в Реестре многодетных семей всего по району было зарегистрировано 52 семьи, из них 36 семей уже обеспечены земельными участками.

9 декабря 2014 года будет проведена еще одну жеребьевка, в которой будет участвовать 9 многодетных семей, которые получат земельные участки в собственность бесплатно.

В рамках исполнения Закона Приморского края от 27.09.2013 г. №250-КЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории Приморского края» молодым семьям и семьям, имеющим двух детей, земельные участки предоставляются в аренду сроком на 5 лет.

В текущем году Управлением была проведена только одна жеребьевка для молодых семей и распределено два земельных участка в пгт Шкотово. Причина в том, что законодательством предусмотрено преимущественное предоставление земельных участков для многодетных семей. То есть сначала участками на территории района должны быть обеспечены все состоящие в реестре многодетные семьи, и только потом продолжится предоставление участков молодым семьям и семьям, имеющим двух детей.

В настоящее время администрацией Шкотовского муниципального района сформировано и поставлено на кадастровый учет достаточное количество земельных участков, что позволит в ближайшее время обеспечить всех зарегистрированных в реестре на получение земли для строительства жилых домов многодетных и молодых семей земельными участками.

Новое в земельном законодательстве

23 июня 2014 года был подписан Федеральный закон №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступающий в силу с 1 марта 2015 года, за исключением отдельных положений. Настоящий Закон вносит значительные изменения в действующий Земельный кодекс.

Основные положения Закона, касающиеся интересов жителей района, следующие:

1. Базисный принцип предоставления земельных участков – предоставление через торги.

Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, проводится в электронной форме за исключением случаев, если земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности либо предназначен для сельскохозяйственного производства.

Без проведения торгов осуществляется продажа:

1) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

2) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином.

2. Закон устанавливает сроки предоставления земельных участков в аренду, которые раньше не были регламентированы:

1) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;

2) на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта;

3) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства;

4) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества.

3. Установлен срок, до которого члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно – до 31 декабря 2020 года.

Итоговые показатели

Доходы в бюджет района и городских и сельских поселений от деятельности Управления за 2014 год (по состоянию на 04.12.2014 г.) от поступлений арендной платы муниципального имущества и земельных участков, реализации муниципального имущества и продажи земельных участков составили 58 638 224,07 руб, в том числе:

в бюджет поселений – 12 061 053,59 руб.

в бюджет Шкотовского муниципального района – 46 577 170,48 руб.

Сравнение показателей по общим доходам (в бюджет района и бюджеты поселений) от деятельности Управления за последние три года, млн. рублей

В настоящее время Управлением ведется активная работа по разработке мероприятий с целью увеличения в следующем году поступлений денежных средств в бюджет района от деятельности Управления.

Начальник управления имущественных и земельных отношений администрации Н. В. Зубова