Порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района и их проектов

Версия для печати

УТВЕРЖДЕН
решением Думы
Шкотовского муниципального района
от 26.03.2013 г. №270

 

 

Порядок организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района и их проектов

 

1. Общие положения

1.1. Настоящий Порядок установлен в целях обеспечения проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов (далее – правовые акты и их проекты) Главы Шкотовского муниципального района, администрации Шкотовского муниципального района, Думы Шкотовского муниципального района, Контрольно-счетной комиссии Шкотовского муниципального района, а также проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района, разрабатываемых соответственно структурными подразделениями администрации, Думой и Контрольно-счетной комиссией района.

1.2. Под антикоррупционной экспертизой правовых актов и их проектов понимается экспертиза (анализ) правовых актов органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района и их проектов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращения включения в них указанных положений (далее – антикоррупционная экспертиза).

1.3. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов проводится в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года №172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года №96 (далее – Методика), и настоящим Порядком в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.

 

2. Коррупционные факторы

2.1. Коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются:

а) широта дискреционных полномочий – отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностных лиц);

б) определение компетенции по формуле «вправе» – диспозитивное установление возможности совершения органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностными лицами) действий в отношении граждан и организаций;

в) выборочное изменение объема прав – возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностных лиц);

г) чрезмерная свобода подзаконного нормотворчества – наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию подзаконных актов, вторгающихся в компетенцию органа местного самоуправления Шкотовского муниципального района, принявшего первоначальный нормативный правовой акт;

д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов;

е) заполнение законодательных пробелов при помощи подзаконных актов в отсутствие законодательной делегации соответствующих полномочий – установление общеобязательных правил поведения в подзаконном акте в условиях отсутствия закона;

ж) отсутствие или неполнота административных процедур – отсутствие порядка совершения органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка;

з) отказ от конкурсных (аукционных) процедур – закрепление административного порядка предоставления права (блага).

2.2. Коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, являются:

а) наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, – установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям;

б) злоупотребление правом заявителя органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностными лицами) – отсутствие четкой регламентации прав граждан и организаций;

в) юридико-лингвистическая неопределенность – употребление неустоявшихся, двусмысленных терминов и категорий оценочного характера.

 

3. Антикоррупционная экспертиза проектов правовых актов

3.1. Антикоррупционная экспертиза разработанных органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района (их должностными лицами) проектов правовых актов осуществляется правовым управлением администрации Шкотовского муниципального района в рамках осуществления правовой экспертизы на этапе их согласования. Результатом анализа на коррупциогенность норм проекта правового акта при его разработке органами местного самоуправления Шкотовского муниципального района являются выводы либо об отсутствии в проекте коррупциогенных норм, содержащиеся в листе согласования к проекту правового акта, либо о наличии корупциогенных норм в проекте, содержащиеся в заключении антикоррупционной экспертизы.

3.2. Вывод об отсутствии коррупционных факторов в проекте правового акта подтверждается согласованием проекта правового акта начальником правового управления администрации Шкотовского муниципального района либо лицом, его замещающим, в установленном порядке.

3.3. Правовое управление администрации проводит антикоррупционную экспертизу проектов правовых актов в срок не более 7 дней.

 

4. Антикоррупционная экспертиза правовых актов

4.1. Поводом для организации проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов Шкотовского муниципального района являются письменные обращения органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций с информацией о возможной коррупциогенности указанных актов, полученной по результатам мониторинга их правоприменения. Антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится правовым управлением администрации района на основании поручения руководителей органов местного самоуправления Шкотовского муниципального района.

4.2. Антикоррупционная экспертиза правовых актов проводится в течение 20 рабочих дней со дня поступления в правовое управление администрации указанного в пункте 4.1 настоящего Порядка поручения.

4.3. Результатом проведенной антикоррупционной экспертизы правовых актов являются выявленные в правовом акте коррупционные факторы или вывод об их отсутствии. Результаты проведенной антикоррупционной экспертизы правовых актов оформляются в соответствии с Методикой в виде подготавливаемого по ее итогам экспертного заключения.

4.4. Институты гражданского общества и граждане могут в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет собственных средств проводить независимую антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов). Порядок и условия аккредитации экспертов по проведению независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции.

4.5. В заключении по результатам независимой антикоррупционной экспертизы должны быть указаны выявленные в нормативном правовом акте (проекте нормативного правового акта) коррупциогенные факторы и предложены способы их устранения.

4.6. Заключение по результатам независимой антикоррупционной экспертизы носит рекомендательный характер и подлежит обязательному рассмотрению органом, организацией или должностным лицом, которым оно направлено, в тридцатидневный срок со дня его получения. По результатам рассмотрения гражданину или организации, проводившим независимую экспертизу, направляется мотивированный ответ, за исключением случаев, когда в заключении отсутствует предложение о способе устранения выявленных коррупциогенных факторов.

 

5. Учет результатов экспертизы правовых актов (их проектов) на коррупциогенность

5.1. По результатам положительной антикоррупционной экспертизы составляется заключение, в котором отражаются все выявленные положения правового акта (проекта), способствующие созданию условий для проявления коррупции, с указанием структурных единиц правового акта (проекта) (разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) и соответствующих коррупционных факторов.

В заключении могут быть отражены возможные негативные последствия сохранения в правовом акте (проекте) выявленных коррупционных факторов.

Выявленные при проведении экспертизы на коррупциогенность положения, не относящиеся в соответствии с настоящим Порядком к коррупционным факторам, но которые могут способствовать созданию условий для проявления коррупции, указываются в заключении.

5.2. Экспертное заключение (заключение) по результатам антикоррупционной экспертизы правового акта (его проекта) в случае обнаружения положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции, направляется руководителю органа местного самоуправления Шкотовского муниципального района, являющегося разработчиком правового акта (его проекта), для устранения выявленных положений, которые могут способствовать проявлениям коррупции.

5.3. В случае несогласия органа местного самоуправления Шкотовского муниципального района, разработавшего правовой акт (его проект), с выводом экспертизы правового управления администрации о наличии в правовом акте (его проекте) положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, указанный правовой акт (его проект) выносится на рассмотрение главы Шкотовского муниципального района с обоснованием выраженного несогласия.