Итоги социально-экономического развития Шкотовского муниципального района за 2011-2012 годы и ожидаемые итоги социально-экономического развития за 2013 год. Прогноз социально-экономического развития Шкотовского муниципального района на период 2014-2016 г

Версия для печати

Итоги социально-экономического развития за первое полугодие 2013 года

 

 2013 г.2012 г.в % к 2012 г.
Производство товаров, работ, услуг по полному кругу организаций, млн. руб.
(темп в сопоставимых ценах)
1557,91503,4103,6
Объем отгруженных товаров добывающими, обрабатывающими производствами и электроэнергетикой536,1572,693,6
Лесозаготовки   
Рыболовство309,8338,691,5
Выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (оценка)   
Объем выполненных строительных работ, услуг33,169,244,9
Оборот розничной торговли541,6521,3103,8
Оборот общественного питания71,340,6175,6
Объем платных услуг населению375,8299,7125,4
Малый бизнес, оборот организаций, млн. рублей (темп роста в действующих ценах)802,0710,9112,8
Доля малого бизнеса в общем обороте МО, %51,547,2 

 

Основные предприятия, производство (услуги), млн. рублей
(темп роста в действующих ценах)

КГУП «Приморский водоканал»1,71,989,5
ОАО «РК Приморец»310,9340,391,4
ООО «Фабрика орудий лова»34,741,483,8
ООО «Шкотовский водорослевой комбинат»7,45,9125,4
ООО «Стройсервис»10,89,0120,0
ООО «Приморский межколхозный судоремонтный завод»12,711,3112,4
ООО «Смоляниновский хлебозавод»5,48,365,0
ООО «Шкотовский хлебозавод»1,44,134,0
Занятость населения
Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению, %4,45,2 
Нагрузка незанятого населения на 1 заявленную вакансию, человек3,87,054,0
Доходы населения
Среднемесячная заработная плата, рублей
28158,827308,2103,1
Просроченная задолженность по заработной плате, млн. руб.   
Инвестиционное развитие
Объем инвестиций в основной капитал – всего, млн. рублей207,395,82 р.
Введено жилья, м2160364,4 р.
Обеспеченность жильем в расчете на душу населения, м2   

 

В соответствии с постановлением администрации Шкотовского муниципального района Приморского края от 26 января 2009 года №28 «О разработке Стратегии развития Шкотовского муниципального района на период до 2020 года» при содействии фонда «Институт экономики города» в рамках реализации программы «США – Дальний Восток России: муниципальное партнерство» (FRAEC), была разработана стратегия развития Шкотовского муниципального района на период до 2020 года и утверждена Решением Думы Шкотовского муниципального района от 05.03.2010г. №659 «Об утверждении Стратегии развития Шкотовского муниципального района на период до 2020 года».

Общая площадь Шкотовского муниципального района составляет 2665 км2, (1,6% от территории Приморского края). В состав Шкотовского муниципального района входят следующие поселения: Смоляниновское городское поселение, Шкотовское городское поселение, Подъяпольское сельское поселение, Романовское сельское поселение, Новонежинское сельское поселение, Центральненское сельское поселение, Штыковское сельское поселение.

Разработка показателей прогноза проведена на основе результатов анализа процессов и явлений, происходящих в отраслях экономики и на предприятиях района, перспективы развития предприятий и организаций, независимо от их организационно-правовых форм.

В составлении данного прогноза принимали участие структурные подразделения администрации района, муниципальные казенные учреждения района, использовались данные статистики, предприятий и организаций промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли и др.

Прогноз Шкотовского муниципального района на 2014 год и период до 2016 года разработан в целях повышения эффективности управления социально-экономическими процессами в Шкотовском муниципальном районе.

Основные показатели разрабатываемого прогноза социально-экономического развития Шкотовского муниципального района служат исходной базой для разработки проекта бюджета Шкотовского муниципального района.

Разработка прогноза велась в двух вариантах. Оба варианта прогноза базируются на относительно консервативных оценках внешних условий и различаются качеством экономического роста.

Первый вариант (консервативный) разработан в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, медленного восстановления кредитной активности, ограниченного потребительского спроса.

Второй вариант отражает более быстрое развитие экономики в результате наиболее полной реализации потенциала ее роста на основе повышения эффективности бизнеса, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. Предполагается также, что будет осуществляться более активная государственная политика.

В пояснительной записке к прогнозу социально-экономического развития района отражены тенденции развития экономики в 2012 году, основные аспекты развития на 2013 год и на период до 2016 года.

Демографические показатели

Среднегодовая численность населения Шкотовского муниципального района с учетом переписи населения 2010 года и оценки численности населения за 2012 год составила 24 324 человека.

За 2012 год число прибывших на территорию района составило 1144 человека, число выбывших – 1208 человек (сальдо миграции составило – 64 человека). На территории Шкотовского муниципального района в 2012 году родилось – 341 человек, умерло – 356 человека (естественная убыль составила – 15 человек).

Таким образом, численность населения в районе в течение 2012 года уменьшилась на 79 человек.

Промышленное производство

На территории района по состоянию на 31.12.2012 г. зарегистрировано 660 предприятий и организаций всех форм собственности. Структура предприятий по видам деятельности представлена следующим образом:

- добыча полезных ископаемых – 0,6 %;

- обрабатывающие производства – 5,3 %;

- транспорт и связь – 6,8 %;

- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 10,9 %;

- рыболовство, рыбоводство – 1,1 %;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 0,6 %;

- строительство – 2,3 %;

- торговля и общественное питание – 41,5 %;

- операции с недвижимостью – 8,3 %;

- образование – 0,3 %;

- здравоохранение – 1,21 %;

- прочие – 21,09 %.

В 2012 году объем промышленного производства составил 411,10 млн. руб, что на 4,71 % меньше чем в 2011 году в сопоставимых ценах.

Структура объемов производства продукции, оказания услуг в районе в 2012 году:

- добыча полезных ископаемых – 3,2 %;

- пищевая промышленность – 13,0 %;

- текстильная промышленность – 14,1 %;

- обработка древесины и производство изделий из дерева – 15,3 %;

- издательская и полиграфическая деятельность – 0,4 %;

- производство транспортных средств и оборудования – 7,3 %;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 46,7 %.

Динамика объемов производства в отраслях промышленности в сопоставимых ценах сложилась следующим образом:

- добыча полезных ископаемых – рост в 2,9 раза;

- пищевая промышленность – снижение на 14,4 %;

- текстильная промышленность – снижение на 51,3 %;

- обработка древесины и производство изделий из дерева – рост на 11,5 %;

- производство транспортных средств и оборудования – снижение на 2,1 %;

- производство и распределение электроэнергии, газа и воды – рост на 3,4 %.

В 2012 году добычей полезных ископаемых на территории Шкотовского муниципального района занималось ООО «Утес». Объем отгруженной продукции этим предприятием составил 13,3 млн. руб, что 2,9 раз больше в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом.

Объем производства пищевых продуктов в 2012 году по сравнению с 2011 годом снизился в сопоставимых ценах на 14,4 %, и составил 53,1 млн. руб, это объясняется уменьшением выработки продукции по предприятиям хлебопекарной отрасли. Объемы производства ООО «Шкотовский хлебозавод» уменьшились на 49 % или 284 тонны по сравнению с 2011 годом (в настоящее время в отношении этого предприятия проводится процедура банкротства).

Текстильная промышленность в районе представлена предприятием ЗАО «Фабрика орудий лова». В связи с усилившейся конкуренцией на рынке сбыта объемы производства продукции за 2012 года снизились в действующих ценах на 51,3 %, по сравнению с 2011 годом.

Предприятие оснащено современным российским и импортное оборудованием, которое позволяет производить до 100 тонн канатной продукции в месяц. При достаточном спросе на выпускаемую канатную продукцию (сети, тралы и т. п.) предприятие могло бы обеспечить не только потребности региона, но и поставлять эту продукцию другим потребителям.

На сегодняшний день ЗАО «Фабрика орудий лова» сотрудничает с рыбопромышленниками Приморья, Камчатки, Сахалина, Хабаровского края и Магаданской области.

В деревообрабатывающей промышленности объем отгруженных товаров собственного производства в 2012 году составил 62,8 млн. руб, что в сопоставимых ценах на 15,3 % больше по сравнению с 2011 годом.

На территории Шкотовского муниципального района ведет производственную деятельность ЗАО «Приморский межколхозный судоремонтный завод» и Ремонтное локомотивное депо «Приморское» дирекции по ремонту тягового подвижного состава структурного подразделения дирекции тягового подвижного состава – филиала ОАО "РЖД". Объем отгруженной ими продукции в 2012 году составил 30,4 млн. руб, что на 7,3 % больше в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом.

Общий объем производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2012 год составил 191,9 млн. руб, что в сопоставимых ценах на 46,7 % больше по сравнению с 2011 годом. Удельный вес товарной продукции (услуг), произведенной самым крупным предприятием Шкотовского района КГУП «Примтеплоэнерго» в общем объеме производства и распределения электроэнергии, газа и воды составил 77,5 %. За 2012 год предприятием КГУП «Примтеплоэнерго» оказано услуг по отоплению и горячему водоснабжению населения и предприятий на общую сумму 148,8 млн. руб.

Чтобы обеспечить устойчивый рост экономики, необходимо поддерживать промышленность и инфраструктурные отрасли, что потребует соответствующих инвестиционных вложений.

Рыболовство и рыбоводство

Рыболовством и рыбоводством на территории района занимается одно крупное предприятие – ОАО «Рыболовецкий Колхоз «Приморец», которое ведет производственную деятельность по вылову рыбы-сырца, разведению марикультуры. Объем выловленной рыбы и морепродуктов в 2012 году составил 552,2 млн. руб. и увеличился в сопоставимых ценах на 11,2 % по сравнению с 2011 годом.

Готовая продукция на рынке ценится выше, чем сырец. В ОАО «РК Приморец» серьезно взялись за переработку рыбы. Теперь немалые объемы вылова доставляются с моря на Российский берег. Сегодня ОАО «РК Приморец» способен выпускать до 15 видов самой разнообразной продукции, которая идет на внутренний рынок. Другим важным направлением в деятельности ОАО «РК Приморец» стало развитие марикультуры. Выращивается гребешок, мидия. В колхозе работает цех первичной переработки гребешка, мидии (партии продукции реализуются через торговую сеть Шкотовского муниципального района). В колхозе есть собственные судоремонтные мастерские, которые позволяют самостоятельно выполнять корпусные работы, ремонт палубных механизмов, вести восстановление систем жизнеобеспечения судов. Но, остро стоит проблема изношенности рыбодобывающего флота.

В целом ситуация в промышленности остается сложной. Она зависит от многих факторов: конкурентоспособности выпускаемой продукции, цен на сырье, роста энерго- и транспортных тарифов, платежеспособности населения и предприятий и многого другого, но руководители предприятий, зачастую с помощью администрации Шкотовского муниципального района, решают возникающие проблемы.

Сельское хозяйство

В 2012 году производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств Шкотовского муниципального района в сопоставимых ценах снизилось на 4,28 % по сравнению с 2011 годом, снижение произошло из-за уменьшения объемов производства продукции растениеводства на 8,8 % в личных хозяйствах. Объемы производства продукции животноводства увеличились на 4,07 %.

При реализации сельхозпродукции производители сталкиваются с конкуренцией (не оправдываемой в летне-осенний период) со стороны продукции, поставляемой из КНР. Также в районе недостаточно развита переработка сельхозпродукции.

Проблемными вопросами в животноводческой отрасли района остаются:

• высокая стоимостью кормов;

• отсутствие достаточного количества земель под пастбища (очень много сельскохозяйственных земель, расположенных на территории Шкотовского муниципального района находится в собственности Министерства Обороны и никаким образом не используется);

• высокие тарифы на электроэнергию;

• высокие цены на технологическое оборудование;

• отсутствие средств на проведение работ по окультуриванию пастбищ и т. п.

Также в районе недостаточно развит рынок сбыта молочной и овощной продукции.

В 2012 году производители продукции сельского хозяйства в Шкотовском муниципальном районе принимали участие в реализации краевой программы «Развитие сельскохозяйственного производства в приморском крае на 2008 – 2012 годы» и целевой программы «Развитие сельскохозяйственного производства в Шкотовском муниципальном районе на 2008 – 2012 годы».

Участниками краевой программы по развитию молочного животноводства в 2012 году стали: КФХ Анищенко Е. В, КФХ Апенок Е. Г, КФХ Муратова В. М, КФХ Сизоненко Г. А, КФХ Самбуров Г. И, КФХ Шнейдер С. П, КФХ Джураев С. П, КФХ Прохоренко О. С. – эти хозяйства за 208 тонн произведенного молока получили субсидии в размере 520 тыс. рублей.

В краевой программе по развитию репродуктивного свиноводства и молочного животноводства принимали участие КФХ Анищенко Е. В, КФХ Апенок Е. Г, КФХ Сизоненко Г. А, КФХ Жеребятьевой А. И, КФХ Шнейдер С. П, КФХ Джураев С. П. и ООО «Грант» – за каждый произведенный килограмм мяса эти предприятия получили субсидию в размере 1,3 рубля за 158 тонн мяса на общую сумму 205,4 тыс. рублей.

Проблемными вопросами в растениеводческой отрасли остаются недостаток денежных средств на проведение работ по повышению плодородия почв, что сказывается на урожайности культур, финансовые трудности с обновлением машинотракторного парка, приобретением элитных семян, гербецидов и т. п.

Транспорт

Большое значение в развитии внутреннего экономического потенциала района имеет состояние дорожного хозяйства. Протяженность автомобильных дорог общего пользования местного значения в Шкотовском муниципальном районе составляет 348 км, в том числе с твердым покрытием 146,3 км.

В 2012 году за счет средств дорожного фонда и за счет средств городских и сельских поселений района выполнены работы по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов на сумму 10 845,38 тысяч рублей и капитальному ремонту дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям многоквартирных домов населенных пунктов на сумму 5 195,86 тысяч рублей в Смоляниновском и Шкотовском городских поселениях, а также в Новонежинском, Подъяпольском, Романовском и Штыковском сельских поселениях.

Строительство

Объем выполненных работ по виду деятельности «строительство» за 2012 год составил 127,83 млн. руб, и снизился на 43,1 % в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом.

В 2012 году произведены ремонтные работы на объектах народного образования, здравоохранения, культуры.

За счет средств населения за 2012 год введено в действие жилых домов общей площадью 363 м2, что на 60,4 % меньше по сравнению с 2011 годом. Уменьшение площади введенного жилья обусловлено тем, что срок ввода жилья после выдачи разрешения на строительство установлен Федеральным законодательством 10 лет и население не торопится вводить построенное жилье в эксплуатацию.

Рынок товаров и услуг

Объем оборота розничной торговли по всем каналам реализации в 2012 году составил 1174,06 млн. руб. По сравнению с прошлым годом он вырос в сопоставимых ценах на 9,03 %.

Оборот общественного питания за 2012 год составил 133,22 млн. руб. Оборот общественного питания в 2012 году в сопоставимых ценах вырос на 81,5 %.

Объем платных услуг населению в 2012 году (по данным органов государственной статистики) составил 591,19 млн. руб. что на 78,8 % выше по сравнению с 2011 годом. Наибольший удельный вес в общей структуре платных услуг приходится на долю транспортных, коммунальных услуг и услуг связи.

Оказанием жилищно-коммунальных услуг на территории Шкотовского муниципального района занимаются следующие предприятия:

- Тепловой район «Шкотовский» филиала «Артемовский» КГУП «Примтеплоэнерго» и ООО «Жилищная компания «Партнеры» оказывают услуги по отоплению и горячему водоснабжению;

- услуги по холодному водоснабжению, по водоотведению и по обслуживанию жилого фонда оказывают:

ООО «Жилищная компания»;

ООО «Квартал»;

ООО Жилищная компания «Партнеры»;

ТСЖ «Новонежинское»;

ТСЖ «Южное»;

ООО «УК-Комфорт»

ТСЖ «Многоудобненское»;

ТСЖ «Штыковское»;

ООО «Велес-Трейд»

ООО «Уют»;

ИП Симаков С. А;

ИП Балабко С. Н;

ООО «Исток».

По оценке в 2013 году оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырастет по сравнению с 2012 годом на 1,0 % и составит 1260 млн. руб, оборот общественного питания – увеличится на 0,2 % и составит 142,4 млн. руб, объем платных услуг – повысится на 0,4 % и составит 637,57 млн. руб.

При умеренно оптимистическом варианте прогноза в 2014-2016 годах прогнозируется, что рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2014 году составит 2,2 %, в 2015 году – 2,8 %, в 2016 году – 3,5 %. Рост оборота общественного питания составит: в 2014 году – 1,3 %, в 2015 году – 2,1 %, в 2016 году – 2,6 %. Объем платных услуг вырастет по сравнению с предыдущим годом: в 2014 году – на 1,2 %; в 2015 году – на 2,1 %; в 2016 году – на 3,1 %.

Малое предпринимательство

Малый бизнес в Шкотовском муниципальном районе, как и в целом по стране, дает значительный социально-экономический эффект, обладает большим потенциалом для создания новых рабочих мест, обеспечивает поддержание социальной стабильности, способствует созданию широкого слоя среднего класса населения района.

По данным отдела сбора и обработки статистической информации на территории Шкотовского муниципального района по состоянию на 31.12.2012 года зарегистрировано 584 субъектов малого предпринимательства, в том числе:

- малые предприятия – 190;

- предприятия без образования юридического лица – 394.

Сложившаяся отраслевая структура малых предприятий практически не меняется, 47,0 % – предприятий действует в сфере торговли и общественного питания, 9,4 % – операции с недвижимым имуществом, 5,9 % – в обрабатывающем производстве, 7,7 % – транспорт и связь, 3,1 % – в строительстве, 12,3 % – в сельском хозяйстве и 14,6 % – в прочих отраслях.

Среднесписочная численность работников малых предприятий по состоянию на 31.12.2012 года составила 1,7 тыс. человек, что составляет 25,4 % от общей численности занятых в экономике. Среднемесячная заработная плата и выплаты социального характера 1 работника за период январь-декабрь 2012 года составила 8,3 тыс. руб, что на 6,4 % больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

За 2012 год оборот малых предприятий Шкотовского муниципального района составил 1727,1 млн. руб, что составляет 49,2 % от общего оборота предприятий и организаций района.

Добыча полезных ископаемых

Добычей полезных ископаемых на территории Шкотовского муниципального района занимается ООО «Утес», который осуществляет добычу известнякового камня и дробление его на щебень, и известняковую крошку. За 2012 год оборот ООО «Утес» составил 13,3 млн. руб, что в 2,9 раз больше в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом.

Обрабатывающие производства

По производству хлебобулочных изделий в районе работают два хлебозавода и три мини-пекарни, которые произвели за 2012 год 911,5 тонны хлебобулочных изделий и 31,2 тонны кондитерских изделий. По сравнению с аналогичным периодом 2011 года производство хлебобулочных изделий уменьшилось на 27,3 %, кондитерских изделий – на 33,8 %, причем снижение выработки продукции по предприятиям хлебопекарной отрасли произошло за счет уменьшения объемов производства ООО «Шкотовским хлебозаводом» на 49,0 % или 284 тонны (в настоящее время в отношении этого предприятия проводится процедура банкротства).

На территории Шкотовского муниципального района осуществляет производственную деятельность ООО «Шкотовский водорослевой комбинат», который производит агар-агар – необходимую составляющую при производстве кондитерских изделий. За 2012 год предприятием было произведено продукции на общую сумму 17,8 млн. руб. Объем производства продукции по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличился на 11,9 %.

Текстильная промышленность в районе представлена предприятием ЗАО «Фабрика орудий лова». В связи с усилившейся конкуренцией на рынке сбыта объемы производства продукции за 2012 года снизились в действующих ценах на 53,9 %, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Обработку древесины и производство изделий из дерева на территории района осуществляли ООО «Стройсервис», ИП «Ким В. Д.», КФХ «Воробьев А. А.», ИП Бондарь общий оборот, которых составил 62,8 млн. руб, что на 15,3 % больше в сопоставимых ценах по сравнению с 2011 годом.

Рыболовство, рыбоводство

На территории Шкотовского района производственную деятельность по добыче рыбы и морепродуктов ведет ООО «Водный биоресурс», за 2012 год это предприятие не осуществляло деятельности.

Объем производства и распределения газа и воды субъектами малого предпринимательства за 2012 год составил 34,9 млн. руб. и составил 20,5 % от общего объема производства и распределения газа и воды в 2011 году.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий за 2012 год составили 1,7 млн. руб, что составляет 0,15 % в общем объеме инвестиций в основной капитал по Шкотовскому муниципальному району.

С января по декабрь 2012 года в районе открылось 5 магазинов, 1 парикмахерская. За этот период создано 61 рабочее место. Из них в производственной сфере создано 9 рабочих мест, в непроизводственной сфере 52 рабочих места.

На подготовку рабочих мест предпринимателями района затрачено 8 887,6 тыс. руб, из них:

- 8 828,8 тыс. руб. – собственные средства;

- 58,8 тыс. руб. – средства федерального бюджета;

Субъекты малого предпринимательства принимают активное участие в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Шкотовского муниципального района. Доля заказов, размещенных у субъектов малого предпринимательства в общем объеме поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг (согласно требованиям Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ) в 2012 году составила 19,3 %.

В очень сложном положении находятся начинающие предприятия и индивидуальные предприниматели, которые не имеют ни проектов, ни стартового капитала, ни имущества для залога для взятия кредита.

Для поддержки и развития малого бизнеса в районе создан Фонд поддержки предпринимательства Шкотовского муниципального района, из средств которого в 2012 году были выданы кредиты на общую сумму 6,95 млн. руб, что в 1,9 раза больше чем в 2011 году. Все кредиты выдавались на беспроцентной основе.

Важным инструментом реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере содействия развитию малого и среднего предпринимательства является муниципальная целевая программа «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе на 2012-2014 годы». Все мероприятия, предусмотренные программой выполнены, что нашло свое отражение в положительных показателях развития предпринимательства в районе. В 2012 году общий объем финансирования программных мероприятий составил 8030,0 тыс. руб, в том числе: 500,0 тыс. руб. – за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района; 500,0 тыс. руб. – за счет средств бюджета Приморского края; 7030,0 тыс. руб. – за счет федерального бюджета.

Денежные средства субъектам малого предпринимательства выделялись по следующим направлениям:

- возмещение части затрат, связанных с уплатой лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга);

- проведение энергетических работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках энергосервисных договоров (контрактов), программ по реализации энергосбережения, включая затраты на приобретение и внедрение инновационных технологий, оборудования и материалов, технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства и к источникам электроснабжения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 500 кВт включительно.

На 2013 год по муниципальной целевой программе «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Шкотовском муниципальном районе на 2012-2014 годы», предусмотрен общий объем финансирования мероприятий в размере 9600,0 тыс. руб, в том числе за счет средств бюджета Шкотовского муниципального района – 500,0 тыс. руб, за счет средств бюджета Приморского края – 500,0 тыс. руб. и за счет средств федерального бюджета – 8600,0 тыс. руб.

Финансы

Основные направления бюджетной политики

Бюджетная политика Шкотовского муниципального района на 2014 год и плановый период до 2016 года будет ориентирована на обеспечение социального и экономического развития Шкотовского муниципального района на основе повышения эффективности и результативности бюджетных расходов.

Основными целями бюджетной политики Шкотовского муниципального района на период 2014-2016 годы определены:

- повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Режим жесткой экономии бюджетных средств, предполагающий достижение максимально возможного экономического и социального эффекта от каждого бюджетного рубля;

- оптимизация бюджетных расходов, в том числе, в части капитальных вложений;

- концентрация ресурсов бюджета на самых приоритетных направлениях социально-экономического развития при одновременном сокращении заведомо неэффективных расходов;

- безусловное исполнение всех расходных обязательств;

- недопущение роста кредиторской задолженности;

- обеспечение прозрачности и эффективности закупок для муниципальных нужд;

- совершенствование структуры и механизмов муниципального финансового контроля за целевым расходованием бюджетных средств;

- повышение качества управления муниципальной собственностью.

Бюджетная политика является ключевым звеном экономической политики Шкотовского муниципального района. От качества местного бюджета, заложенных в него параметров, зависят и социальный уровень жизни граждан муниципального образования, и инвестиционные возможности Шкотовского муниципального района.

Основные направления бюджетной политики в области доходов на 2013 год и среднесрочную перспективу до 2016 года.

За 2012 год общая сумма доходов бюджета Шкотовского муниципального района составила 463,03 млн. руб. и увеличилась на 15,2 % по сравнению с 2011 годом, что объясняется проведением на территории района работ по прокладке газопровода, нефтепровода и ЛЭП.

Структура доходов бюджета Шкотовского муниципального района выглядит следующим образом:

- 200,7 млн. руб. (43,0 %) – налоговые доходы;

- 36,21 млн. руб. (7,0 %) – неналоговые доходы;

- 226,12 млн. руб. (50,0 %) – средства, получаемые из Федерального бюджета и из бюджета Приморского края.

Наибольший удельный вес в собственных налоговых доходах бюджета Шкотовского муниципального района составляет налог на доходы физических лиц – 76,3 %.

Основными налогоплательщиками района являются:

- ремонтное локомотивное депо «Приморское» – структурное подразделение Владивостокского отделения ДВЖД – филиала ОАО "РЖД";

- эксплуатационное локомотивное депо Смоляниново – структурное подразделение Владивостокского отделения ДВЖД – филиала ОАО "РЖД";

- воинские части;

- КГУП «Приморский водоканал»;

- ОАО «РК Приморец».

Бюджетная политика в области доходов на 2013 год и на период до 2016 года будет отражать преемственность ранее поставленных целей и задач бюджетной политики в области доходов и будет выстраиваться с учетом изменений федерального и регионального законодательства и последствий их принятия для изменения доходной базы бюджета Шкотовского муниципального района.

В основе бюджетной политики в области доходов определены следующие основные направления:

- увеличение доходов бюджета за счет повышения качества и эффективности управления муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности Шкотовского муниципального района и его более рационального использования;

- взаимодействие с налоговыми органами и иными территориальными подразделениями органов государственной власти, осуществляющими администрирование доходов, подлежащих зачислению в бюджет Шкотовского муниципального района, в целях увеличения собираемости доходов;

- увеличение налогооблагаемой базы путем постановки на налоговый учет предприятий, зарегистрированных в других муниципальных образованиях, но проводящих работы (оказывающих услуги) на территории Шкотовского муниципального района;

- увеличение налогооблагаемой базы путем реализации мероприятий по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных условий для инвесторов на территории Шкотовского муниципального района;

- реализация мер, направленных на повышение официальных доходов работающего населения;

- продолжение работы по сокращению задолженности по налогам и сборам перед бюджетом Шкотовского муниципального района. При администрации Шкотовского муниципального района продолжает работать комиссия по налоговой и социальной политике, на заседания которой приглашаются индивидуальные предприниматели и руководители предприятий-должников во все уровни бюджетов и во внебюджетные фонды. Основным направлением работы комиссии осталась работа с руководителями предприятий по погашению задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами всех уровней, по легализации выплаты заработной платы и по повышению ее уровня. Совместно с МИ ФНС России №1 по Приморскому краю и судебными приставами проводится работа по принудительному взысканию задолженности по налогам и сборам.

Доходы бюджета Шкотовского муниципального района на 2013 год оцениваются в объеме 429,44 млн. руб, что на 7,2 % меньше по сравнению с 2012 годом. Уменьшение доходов, связано, в основном с уменьшением дополнительного норматива НДФЛ, перечисляемого из краевого бюджета с 32 % до 21,56 %. В структуре доходов собственные доходы (налоговые и неналоговые доходы) составят 47,1 % от общей суммы доходов бюджета, поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ – 53 %.

Доходы бюджета Шкотовского муниципального района на прогнозный период без учета субсидий из бюджетов вышестоящих уровней и при умеренно оптимистическом варианте прогноза составят: 2014 год – 257,2 млн. руб, 2015 год – 274,6 млн. руб, 2016 год – 306,0 млн. руб.

Основные направления бюджетной политики в области расходов на 2013 год и среднесрочную перспективу до 2016 года.

Расходная часть местного бюджета за 2012 год составила 445,21 млн. руб. Структура расходов:

- 215,75 млн. руб. (48,4 %) – на образование;

- 60,69 млн. руб. (13,6 %) – на жилищно-коммунальное хозяйство;

- 83,76 млн. руб. (19,0 %) – на общегосударственные вопросы и обслуживание государственного и муниципального долга;

- 2,42 млн. руб. (0,5 %) – на здравоохранение и спорт;

- 31,75 млн. руб. (7,1 %) – на культуру;

- 1,82 млн. руб. (0,4 %) – на социальную политику;

- 42,38 млн. руб. (9,5 %) – национальная экономика;

- 1,39 млн. руб. (0,3 %) – национальная оборона;

- 0,76 млн. руб. (0,2 %) – национальная безопасность и правоохранительная деятельность;

- 4,49 млн. руб. (1,0 %) – прочие расходы.

Расходы бюджета Шкотовского муниципального района на 2014 год и на период до 2016 года определены в рамках доходных возможностей бюджета Шкотовского муниципального района.

Бюджетная политика на среднесрочную перспективу ориентирована на адекватную экономической ситуации оптимизацию бюджетных расходов при безусловном повышении их эффективности и результативности. Политика расходов определяется с учетом ряда ограничений:

- обеспечение сбалансированности расходов бюджета;

- сдерживание текущих расходов бюджета в пределах, не превышающих темпов роста экономики;

- сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;

- обеспечение максимально эффективного и прозрачного использования бюджетных средств с целью достижения конечных измеримых общественно значимых результатов;

- первостепенной роли приоритетных направлений социально-экономического развития района.

Органы местного самоуправления в 2014 – 2016 годах намерены обеспечить эффективность финансирования приоритетных направлений социально-экономического развития, направленных на комфортное проживание населения, а именно, развитие жилищно-коммунального хозяйства и отраслей социальной сферы.

В 2013 году расходы бюджета Шкотовского муниципального района ожидаются в сумме 470,42 млн. руб. и увеличатся к уровню 2012 года на 5,6 %. Расходы бюджета на 2014-2016 годы прогнозируются с учетом субсидий из бюджетов вышестоящих уровней и составят при умеренно оптимистичном варианте прогноза: в 2014 году – 514,22 млн. руб, в 2015 году – 558,33 млн. руб, в 2016 году – 606,93 млн. руб.

Труд и занятость

Численность трудовых ресурсов Шкотовского муниципального района в 2012 году составила 16,6 тыс. человек, в том числе занятых в экономики 10,0 тыс. человек. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению в Шкотовском муниципальном районе по состоянию на 31.12.2012 года составил 4,2 %.

По состоянию на 31.12.2012 года в службе занятости населения на учете стояли и имели статус безработного 442 человека, пособие по безработице получали 366 человек (за аналогичный период 2011 года стояли на учете в службе занятости и имели статус безработных – 420 человек, пособие по безработице получали – 348 человек).

Социальная сфера

На территории Шкотовского муниципального района проживает 5,4 тыс. чел. пенсионеров, поэтому приоритетным направлением в сфере социальной защиты населения является социальная поддержка пожилых людей и инвалидов.

На территории района работает одно отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, которое в 2012 году обслужило на дому 179 человек.

Образование

Доля обучающихся на "4" и "5" в 2012 году составляет по дневным общеобразовательным учреждения более 36 % от общего количества обучающихся. В 2012 году количество выпускников награжденных медалями 12, из них 4 золотых и 8 серебряных.

В 2012 году услуги по дошкольному образованию на территории Шкотовского муниципального района оказывало 8 муниципальных учреждений. Дошкольные учреждения в 2012 году посещали 745 детей.

В целом по Шкотовскому муниципальному району наблюдается положительная динамика в изменении количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, однако прирост населения дошкольного возраста опережает темпы создания мест в детских садах. Несмотря на все проводимые мероприятия, потребность населения в детских дошкольных учреждения полностью не удовлетворена и составляет 494 человека.

В 2012 году открыта группа кратковременного пребывания на базе муниципального общеобразовательного учреждения «СОШ №28 с. Анисимовка». В течение 2013 года планируется создать аналогичную группу в «СОШ №29 с. Центральное».

В течение 2014-2015 годов планируется реконструкция здания в пгт. Смоляниново под детский сад на 140 мест.

В настоящее время ведется строительство нового детского сада в пгт. Шкотово на 220 мест. С завершением строительства этого детского сада будет ликвидирована очередь в детские сады в пгт Шкотово.

Культура

Культура является важнейшим фактором, обеспечивающим духовное развитие населения района.

На начало 2013 года на территории Шкотовского муниципального района осуществляли свою деятельность 11 структурных подразделений культурно-досугового типа и 12 библиотек.

В учреждениях культурно-досугового типа в 2012 году численность работающих составила – 101 человек, из которых специалистов культурно-досуговой деятельности – 41 человек. Численность работников библиотек в 2012 году составляла 23 человека, из которых библиотечных работников 18 человек.

Основные задачи в сфере культуры на 2013-2016 годы:

1. Вовлечение населения Шкотовского муниципального района в сферу культурно-досуговой деятельности.

Решению этой задачи способствует организация отдыха граждан, пропаганда культуры и искусства, обобщение и распространение творческого опыта, расширение охвата населения социально-значимыми творческими проектами. Основные мероприятия будут направлены на организацию концертов и спектаклей, проведение смотров и конкурсов, фестивалей, выставок, праздничных новогодних мероприятий, комплекса мероприятий, посвященных государственным праздникам.

2. Создание условий для реализации творческих способностей населения, развитие и поддержка творческих народных коллективов Шкотовского муниципального района.

Решению этой задачи способствует организация деятельности кружков, студий, творческих народных коллективов Шкотовского муниципального района, организация участия творческих коллективов Шкотовского муниципального района в краевых, районных фестивалях, конкурсах и т. д.

3. Создание условий для реализации творческого потенциала детей и молодежи.

Обеспечение участия детей и молодежи в культурном процессе Шкотовского муниципального района.

4. Патриотическое воспитание населения Шкотовского муниципального района.

Поддержка ветеранов войны и труда, проведение мероприятий социальной значимости, патриотической направленности, сохранение памяти боевых и трудовых традиций старшего поколения формирует у населения гражданско-патриотические качества, чувство верности своему Отечеству.

Основные мероприятия будут направлены на организацию фестивалей и конкурсов героико-патриотической направленности, проведение мероприятий, посвященных государственным праздникам: День России, День Победы, День воинской славы и др.

Физическая культура и спорт

Политика в сфере физической культуры и спорта определена муниципальной целевой программой «Программа развития физической культуры и спорта».

Основными задачами муниципальной политики в области физкультуры и спорта в Шкотовском муниципальном районе в 2013-2016 годах определены:

1. Создание условий для развития физической культуры и массового спорта.

Решению этой задачи способствует организация и проведение на территории Шкотовского муниципального района физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий.

2. Пропаганда физической культуры и спорта.

3. Материально-техническое оснащение сферы физической культуры и спорта.

4. Сохранение и улучшение состояния имеющейся материальной базы для занятий спортом и проведения физкультурно-массовых мероприятий, улучшение оснащенности спортивных сооружений.

5. Содействие развитию секций и кружков физкультурно-оздоровительного и спортивного профиля.

6. Сохранение и укрепление здоровья детей, развитие системы детско-юношеского спорта.

Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

На территории Шкотовского муниципального района, по состоянию на 1 января 2013 года общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя составила 29,9 м2.

За 2012 год, введено в эксплуатацию 0,01 м2 жилья, приходящегося в среднем на одного жителя района.

В городских и сельских поселениях Шкотовского муниципального района по итогам проведенных торгов (конкурсов), выполняются работы по разработке генеральных планов поселений.

Заключение

Одним из условий реализации стратегии роста благосостояния граждан на основе устойчивого и динамичного экономического роста является построение эффективной схемы управления социально-экономическим развитием муниципального образования. Разработка, принятие и реализация комплекса мероприятий, направленных на эффективное управление социально-экономическим развитием Шкотовского муниципального района, позволят в среднесрочной перспективе повысить качество жизни населения Шкотовского муниципального района и улучшить хозяйственный климат в районе.

В 2013-2016 годах продолжится решение следующих первоочередных задач:

1. Решение вопросов с Министерством обороны РФ по передаче объектов военного ведомства и земель Министерства обороны РФ в муниципальную собственность.

2. Создание условий для привлечения инвестиций на территорию Шкотовского муниципального района.

3. Содействие созданию новых рабочих мест предприятиям и предпринимателям Шкотовского муниципального района.

4. Участие в федеральных и региональных программах и реализация этих программ, а также муниципальных целевых и адресных программ по строительству и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.

5. Оказание содействия и поддержки субъектам малого предпринимательства, ведущим свою деятельность на территории Шкотовского муниципального района.

6. Строительство муниципальных детских садов в пгт Шкотово и в пгт Смоляниново и спортивного комплекса в пгт Смоляниново Шкотовского района Приморского края.

7. Реализация мероприятий по организации культурного досуга и пропаганде здорового образа жизни.

8. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения.

9. Оптимизация муниципальных услуг, их доступности. На начало 2013 года органы местного самоуправления были готовы предоставлять 114 муниципальных услуг. Количество первоочередных муниципальных услуг в электронной форме составило 30.

10. Проведение мероприятий по внедрению в администрации района электронного документооборота.